8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о предоставлении жилого помещения № 2-3369/2017 ~ М-3397/2017

Дело № 2-3369/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    13 сентября 2017 года                      г. Омск

    Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Марченко Е.С., при секретаре судебного заседания Котовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артюхова Е.В. к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец Артюхов Е.В. обратился в суд с указанным иском к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения, в обоснование указав, что Артюхов Е.В. родился ДД.ММ.ГГГГ, матерью истца является ФИО4, отцом АВП Отец умер в ДД.ММ.ГГГГ, мать решением Таврического районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации Ленинского района г. Омска № об опеке над несовершеннолетними, истцу был назначен опекун ЛГА Сведений о наличии жилья в постановлении нет. Истец был определен в Тевризскую школу-интернат для детей-сирот в 7 класс, после окончания 9 класса был отчислен. От работющего персонала интерната знал, что ему будет полагаться жилье и когда подойдет очередь жилье будет предоставлено. После интерната у него не было места жительства, жил, где приходилось, в том числе в <адрес> в <адрес> (без прописки), работал неофициально в Континенте до ДД.ММ.ГГГГ грузчиком - сборщиком, в ДД.ММ.ГГГГ устроился на железную дорогу в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он узнал, что сироты, которым так и не было предоставлено полагающееся жилье, отстаивают свои права в суде, и он решил обратиться в суд. Он поехал в Тевризский дом-интернат, в том числе в Большеуки за документами, узнал, что Тевризскую школу расформировали. Он обратился устно в органы опеки <адрес>, где ему пояснили, что на него нет никакой информации, где может находиться его личное дело не известно. Кроме этого оказалось, что он не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 23 лет, что подтверждается информацией изложенной в письме Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №.

В связи с тем, что он был на государственном обеспечении и ему говорили, что ему будет полагаться жилье, он считал, что соответствующие органы должны в его интересах поддерживать отношения по решению этого вопроса.

В Минобразования, документы у него не примут по возрасту. Если бы он знал, что его документы утеряны, он бы обратился до исполнения ему 23 лет.

Просит обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Артюхову Е.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В судебном заседании истец участия не принимал, о дате заседания извещен надлежаще.

Представитель истца адвокат Белинская А.В. в судебное заседание не явилась, о слушании дела уведомлена.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области Кайдаулов В.А. не явился, о дате заседания извещен надлежаще. Представил письменный отзыв на иск, согласно которому указал, что истец не представил доказательств обращения в уполномоченный орган за постановкой на учет как лицо из числа детей-сирот, нуждающееся в улучшении жилищных условий, с соответствующим обращением до достижения 23 лет, в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать.

Третьи лица в судебном заседании участия не принимали, о дате заседания извещены надлежаще.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что согласно свидетельству о рождении Артюхов Е.В. родился ДД.ММ.ГГГГ. Матерью указана ФИО4, отцом АВП (л.д. 12).

Как установлено в судебном заседании, отец истца умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 14).

Решением Таврического районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ мать истца АЛГ лишена родительских прав в отношении истца и его сестры.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации Ленинского района г. Омска № об опеке над несовершеннолетними, истцу был назначен опекун ЛГА (л.д. 16).

По информации Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ истец не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на территории Омской области. (л.д. 20).

Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляет следующие понятия:

- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

    Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

    Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

    Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, согласно которому приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области.

    Сведения о детях-сиротах с учетом дат рождения детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования.

Судом установлено, что истец обратился в суд и в Министерство образования в возрасте 33 лет, при этом, реализация права на предоставление жилья ограничена достижением 23 лет.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что Артюхов Е.В. до достижения возраста 23 лет самостоятельно или через своих законных представителей в уполномоченный орган по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращался. При этом включение в список детей-сирот для обеспечения жильем носит заявительный характер. Доказательств наличия уважительных причин, по которым истец не обратился в компетентные органы с заявлением о постановке на учет с целью предоставления ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 23 лет, не представил.     Таким образом, истцом утрачено право на меру социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Доводы истца, что он не был своевременно поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по причине бездействия органа опеки и попечительства и органа местного самоуправления, не могут быть приняты во внимание, поскольку обязанности по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежат на органе опеки и попечительства только до достижения такими детьми совершеннолетия.

Из материалов дела следует, что только в возрасте 33 лет истец обратился в Министерство образование Омской области с вопросом состоит ли он в списках нуждающихся в жилье. (л.д.47).

Вместе с тем, Артюхов Е.В. не был лишен возможности с 18 до 23 лет выяснить состоит ли он в списках нуждающихся в жилье и обратиться с заявлением о постановке на учет, однако таким правом не воспользовался.

Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, Артюхов Е.В. имеет в собственности 2/5 в жилом помещении по адресу: <адрес>, общая площадь жилого помещения составляет 69,6 кв.м. 2/5 в указанном жилом помещении принадлежат супруге истца АНА (л.д. 8) и по 1/10 его детям АВЕ, АДЕ (л.д. 9 – 10, 38-41).

    Поскольку реализация права на предоставление жилья ограничена достижением 23 лет и носит заявительный характер, в настоящее время у истца отсутствует право на получение жилого помещения по основаниям, предусмотренным ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

    Принимая во внимание тот факт, что истец не предоставил доказательства уважительности причин пропуска подачи заявления до 23 лет в компетентные органы, а также уважительности причин пропуска подачи заявления о восстановлении пропущенного срока с 23 до 33 лет в удовлетворении исковых требований Артюхову Е.В. следует отказать.

    Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

    В удовлетворении иска Артюхову Е.В. к Министерству имущественных отношений о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма, отказать.

    Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Судья                                     Е.С.Марченко

В окончательной форме решение изготовлено 18.09.2017г.