Дело № 2-1532/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 апреля 2017 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Мезенцевой О.П., при секретаре судебного заседания Бурдаевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тевризского района Омской области в интересах Демидовой В.А. к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в прокуратуру Тевризского района Омской области обратилась Демидова В.А. о защите жилищных прав в связи с не предоставлением ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проведенной проверкой установлено, что Демидова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот. Мать Демидовой В.А. – Демидова Н.Н. лишена родительских прав на основании решения Черлакского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, отец – Демидов А.М. также лишен родительских прав на основании указанного решения.
На основании постановления Главы администрации Черлакского муниципального образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № Демидова В.А. была определена в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с обучением по программе специальной коррекционной школы. Указанным постановлением жилое помещение за Демидовой В.А. не закреплялось.
На основании постановления Главы Тевризского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № Демидова В.А. поставлена на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В настоящее время Демидова В.А., не имея собственного жилья, без оформления каких-либо гражданско-правовых отношений, проживает в съемном жилье по адресу: <адрес>, ранее проживала у друзей, знакомых, постоянного места жительства не имела.
Затруднительное положение Демидовой В.А. подтверждается и тем, что последняя на иждивении имеет двоих несовершеннолетних детей: Демидова Д.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Демидова Я.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Согласно сведениям администрации Тевризского муниципального района Омской области Демидова В.А. нанимателем, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является.
По данным Управления Росреестра по Омской области, Государственного управления «Омский центр ТИиЗ» Демидова В.А. в числе собственников объектов недвижимости не значится.
На основании Распоряжения Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № Демидова В.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно перечню лиц, проживающих на территории Тевризского муниципального района Омской области, состоящих в указанном списке, Демидова В.А. состоит под номером 6.
С момента постановки на учет Демидовой В.А. уполномоченным органом не принято мер по реализации ее права на получение благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Ссылаясь на нормы Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и приравненных к ним категориям, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, просит обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Демидовой В.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Прокурор, Демидова В.А. в судебном заседании участие не принимали, были извещены.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Из представленного отзыва следует, что Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание государственной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Статьей 8 указанного выше закона предусмотрено, что детям-сиротам органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Также законом предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с указанным законом постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п утвержден порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, в соответствии с которым уполномоченным органом исполнительной власти по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями является Минимущество.
В соответствии с пунктами 2, 3 Порядка, приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Минимуществом на основании заявок Министерства образования Омской области, направляемых ежегодно не позднее 20 января текущего года пропорционально численности проживающих в соответствующем муниципальном образовании детей-сирот, состоящих в списке.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по месту жительства, при этом лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Норма права, предусматривающая вышеуказанные социальные гарантии, распространяется только в случае обращения обозначенной категории граждан в уполномоченный орган с соответствующим обращением до достижения возраста 23 лет.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с решением Минимущества, принимаемым на основании сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования Омской области.
Установленным порядком предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам по списку. Предоставление жилого помещения без учета списка нарушает права и законные интересы лиц, состоящих в списке ранее. Таким образом, Минимущество полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица Министерства образования Омской области в судебном заседании участие не принимал, был извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебном заседании участие не принимал, был извещен.
Исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, допустимости и достаточности, суд пришел к следующему.
Согласно свидетельству о рождении родителями Демидовой В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются Демидова Н.Н. и Демидов А.М. (л.д. 12).
Решением Черлакского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ Демидова Н.Н. и Демидов А.М. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней Демидовой В.А. (л.д. 25-27).
На основании постановления главы Черлакского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ №, несовершеннолетняя Демидова В.А. определена в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с обучением по программе специальной коррекционной школы (л.д. 28).
Указанным постановлением жилое помещение за Демидовой В.А. не закреплялось.
На основании постановления Главы Тевризского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № Демидова В.А. поставлена на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 29).
На основании Распоряжения Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № Демидова В.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д. 31-33).
Согласно перечню лиц, проживающих на территории Тевризского муниципального района Омской области, состоящих в указанном списке, Демидова В.А. состоит под номером 6 (л.д. 24).
Задать вопрос юристу бесплатно
по семейным деламБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В настоящее время Демидова В.А. проживает в съемном жилье по адресу: <адрес>, постоянного места жительства не имеет. На иждивении имеет двоих несовершеннолетних детей: Демидова Д.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Демидова Я.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д. 14,15).
Согласно сведениям администрации Тевризского муниципального района Омской области Демидовой В.А. жилое помещение по договорам социального найма не предоставлялось (л.д. 34).
По данным Управления Росреестра по Омской области, Государственного управления «Омский центр ТИиЗ» Демидова В.А., ее несовершеннолетние дети в числе собственников объектов недвижимости не значатся.
Принимая во внимание изложенное выше, суд приходит к выводу, что факт включения истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, в судебном заседании нашёл своё подтверждение, ответчиком не оспаривался.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепляет следующие понятия:
- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу с 01 января 2013 года) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данная норма предусматривает предоставление жилого помещения непосредственно при достижении 18-летнего возраста, а после достижения 18-летнего возраста - только по заявлению указанных лиц в том случае, если срок окончания пребывания в образовательных организациях истекает после достижения ими 18 лет.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
С учетом приведенных выше норм закона, суд считает, что истец имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01 января 2013 года).
Согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Установлено, что постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п (с изм. от 14 мая 2014 года) утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.
Уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком является Министерство имущественных отношений Омской области.
Министерство образования Омской области ежегодно не позднее 20 января текущего года направляет в Министерство имущественных отношений Омской области сведения о детях-сиротах, состоящих в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - список), чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году, по данным на 1 января текущего года по каждому муниципальному району Омской области и муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области в отдельности (далее - муниципальные образования).
Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, равной 33 квадратным метрам, и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с решением Министерства имущества, принимаемым на основании сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования.
В течение 2 рабочих дней со дня получения документов о регистрации права собственности Омской области на каждое приобретенное жилое помещение или письма Министерства строительства о необходимости включения приобретенного жилого помещения в специализированный жилищный фонд Омской области Министерство имущества направляет в Министерство образования информацию о количестве и месте нахождения указанных жилых помещений с запросом о предоставлении сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения.
Сведения о детях-сиротах с учетом дат рождения детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.
В случае если несколько детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, имеют одинаковую дату рождения, то сведения о них представляются Министерством образования Министерству имущества с учетом дат принятия решений о включении их в список.
В случае если фактическое место нахождения первого по списку лица неизвестно, после того как Министерством образования предприняты меры по его установлению, Министерство образования представляет в Министерство имущества сведения о следующем по списку ребенке-сироте для заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения.
В случае если имеется вступившее в законную силу судебное постановление об обязании предоставить ребенку-сироте жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, Министерство образования представляет Министерству имущества сведения о соответствующем ребенке-сироте независимо от даты рождения такого ребенка-сироты и наличия в списке сведений о нем в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.
При таких обстоятельствах, учитывая нереализованное право истца как гражданина указанной категории на получение жилого помещения, а также, учитывая Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденный постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п, суд полагает требование истца подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Демидовой В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Мезенцева О.П.
РЕШЕНИЕ
изготовлено 04.04.2017