Задать вопрос
8 800 511 38 27
Бесплатная горячая линия (Москва и регионы РФ)

Решение суда о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения № 2-3710/2017 ~ М-3791/2017

Смотреть все судебные практики о Предоставление жилых помещений детям сиротам

Дело № 2-3710/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Омск 14 сентября 2017 года                                    

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Баловой Т.А., при секретаре судебного заседания Костоусовой А.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.Е.Н. к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с названным иском, в обоснование требований указав, что относится к категории детей-сирот.

На основании решения Первомайского районного суда г. Омска от 30.11.2001 ее мать – Б.Л.Н., лишена родительских прав в отношении дочери, ДД.ММ.ГГГГ мать умерла.

Согласно решению Первомайского районного суда г. Омска от 29.11.2006 отец истца – Б.Н.А., был ограничен в родительских правах, а в последующем, заочным решением Первомайского районного суда г. Омска от 17.09.2007 лишен родительских прав в отношении дочери.

Приказом директора департамента образования Администрации г. Омска от 13.02.2007 №-о над истцом была установлена опека, опекуном назначена ее бабушка – Б.А.Д., за истцом закреплено жилое помещение, принадлежащее на праве собственности опекуну и Б.Н.А., расположенное по адресу: <адрес>.

После достижения истцом совершеннолетия и снятия опеки, приказом департамента образования Администрации г. Омска от 18.10.2013 №-о отменено закрепление за истцом права пользования вышеуказанным жилым помещением.

Вместе с тем, в виду отсутствия собственного жилья, истец вместе со своим малолетним сыном, К.Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, продолжает проживать по адресу: <адрес>, в котором зарегистрировано и проживает 4 человека.

На основании распоряжения Министра образования Омской области от 11.03.2014 №, истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

По информации департамента жилищной политики Администрации г. Омска решение о предоставлении истцу жилого помещения на условиях договора социального найма или найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда г. Омска не принималось.

Таким образом, истец не является собственником жилого помещения, нанимателем жилого помещения по договору социального найма, а также членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Истец полагает, что имеет право на обеспечение ее жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ. До настоящего времени жилье ей не предоставлено.

С учетом изложенного, просит обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело без ее участия.

Представитель Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск (л.д.51-52), в котором указал, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Представитель Министерства образования Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

Статьей 1 Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В судебном заседании установлено, что Б.Е.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ, родителями являются Б.Н.А. и Б.Л.Н. (л.д.9).

На основании решения Первомайского районного суда г. Омска от 30.11.2001 Б.Л.Н. лишена родительских прав в отношении дочери Б.Е.Н. (л.д.10). Решением Первомайского районного суда г. Омска от 29.11.2006 Б.Н.А. ограничен в родительских правах в отношении дочери Б.Е.Н., в последующем, решением Первомайского районного суда г. Омска от 17.09.2007 лишен родительских прав в отношении дочери Б.Е.Н. (л.д.11, 12-13).

Приказом департамента образования Администрации г. Омска от 13.02.2007 №-о над несовершеннолетней Б.Е.Н. назначена опекуном Б.А.Д., за Б.Е.Н. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> (л.д.15).

Приказом департамента образования Администрации г. Омска от 18.10.2013 №-о отменено закрепление права пользования жилым помещением по вышеуказанному адресу за Б.Е.Н. (л.д.17).

Согласно свидетельству о смерти мать истца – Б.Л.Н., умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).

Как следует из представленного в материалы дела копии свидетельства о рождении, ДД.ММ.ГГГГ у истца родился сын К.Д.Ю. (л.д.18).

Согласно копии лицевого счета №, истец вместе со своим сыном постоянно зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. В указанном жилом помещении также постоянно зарегистрированы и проживают Б.Н.А. (окс), Б.А.Д. (совладелец) (л.д.20).

Распоряжением Министерства образования Омской области № от 11.03.2014 Б.Е.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д.24).

Из письма Министерства образования Омской области от 29.11.2016 следует, что Б.Е.Н. включена в список детей-сирот на территории муниципального образования городской округ г. Омск Омской области, в списке по состоянию на 28.11.2016 истец числится под номером 531 (л.д.22).

Смотреть все судебные практики о Предоставление жилых помещений детям сиротам

Таким образом, Б.Е.Н., достигшая возраста 24 лет, в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

По сведениям ГП Омской области «Омский центр ТиЗ» (л.д.50) и Управления Росреестра по Омской области (л.д.54) Б.Е.Н. в числе собственников объектов недвижимости не значится, а также не использовала право бесплатной приватизации жилого помещения на территории Омской области.

Из письма департамента жилищной политики Администрации г. Омска следует, что решение о предоставлении Беспахотной Е.Н. жилого помещения на условиях договора социального найма Администрацией г. Омска в период с 19.10.2006 и по настоящее время не принималось. Департамент информацией о наличии жилого помещения на условиях договора социального найма у Б., а также о том, что она является членом семьи нанимателя, не располагает (л.д.45).

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дает следующие понятия:

- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу с 01 января 2013 года) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что истец состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. При этом истец имеет право на предоставление жилья.

С учетом приведенных выше норм закона, суд считает, что истец имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01.01.2013 года) в порядке очереди.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Установлено, что постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.

Кроме этого, в п. 10 Порядка, утв. Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 № 284-п (с изменениями и дополнениями), сведения о детях-сиротах, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества с учетом дат рождения детей-сирот.

В случае если несколько детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, имеют одинаковую дату рождения, то сведения о них представляются Министерством образования Министерству имущества с учетом дат принятия решений о включении их в список.

В случае если фактическое место нахождения первого по списку лица неизвестно, после того как Министерством образования предприняты меры по его установлению, Министерство образования представляет в Министерство имущества сведения о следующем по списку ребенке-сироте для заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения.

В случае если имеется вступившее в законную силу судебное постановление об обязании Министерства имущества предоставить ребенку-сироте жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, Министерство образования представляет Министерству имущества сведения о соответствующем ребенке-сироте независимо от даты рождения такого ребенка-сироты и наличия в списке сведений о нем в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.

При таких обстоятельствах, учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, а также учитывая утвержденный Правительством Омской области от 19.12.2012 года № 284-п Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения истцу следует возложить на Министерство имущественных отношений Омской области в соответствии с указанным выше порядком.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Б.Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                      Т.А. Балова

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по семейным делам с 1 по 13 ноября 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.