Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июня 2017 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Сковрон Н.Л., при секретаре судебного заседания Тропиковой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цыганковой (Кнаус) ТЕ к Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству образования Омской области, Администрации города Омска о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Цыганкова Т.Е. обратилась в суд с иском к Министерству образования Омской области, Администрации города Омска о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование исковых требований указала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот. Мать Синькова Е.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ сведения об отце Кнаус Е.В.
внесены в актовую запись о рождении на основании заявления матери. Распоряжением главы Тюкалинского муниципального района Омской области от 16.01.2007г. №-р Синьков В.В. назначен опекуном Цыганковой (Кнаус) Т.Е. Приказом Комитета по образованию администрации Тюкалинского муниципального района Омской области от 24.10.2011г. № Кнаус Г.Н. назначена попечителем Цыганковой (Кнаус) Т.Е.
Цыганкова Т.Е. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено.
Со ссылкой на положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просит суд обязать ответчиков предоставить Цыганковой Т.Е. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
При принятии иска к производству Министерство имущественных отношений Омской области было привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
В судебном заседании Цыганкова Т.Е. исковые требования уточнила, просила предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда как лицу из числа детей-сирот, предъявила требования также к ответчику Министерству имущественных отношений Омской области.
Ответчик Министерство имущественных отношений Омской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представлен отзыв представителя Министерства имущественных отношений Омской области Кайдаулова В.А. по существу иска, в котором ответчик возражал против удовлетворения исковых требований.
В отзыве представитель указывает на положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которыми утвержден порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам. Установленным порядком предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам, состоящим в списке, в порядке очередности. Таким образом, ответчик полагает, требования заявителя не подлежат удовлетворению (л.д.46-47).
Ответчик Министерство образования Омской области в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Представлен отзыв представителя Министерства образования Омской области Камитова А.М. по существу иска, в котором ответчик возражал против удовлетворения исковых требований.
В отзыве представитель указывает на положения Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> образования <адрес> ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку Министерство образования не является уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
Ответчик Администрация г.Омска в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему.
Положениями ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п. 1, 7, 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 названной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из материалов дела следует, что Кнаус ТЕ родилась ДД.ММ.ГГГГ.
Родителями Кнаус ТЕ являются мать – Кнаус ЕВ, отец – Кнаус ЕВ. Сведения об отце внесены в актовую запись о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д.32-33).
Согласно справке о заключении брака Синьков В.В. и Кнаус Е.В. вступили в брак, после чего последней присвоена фамилия «Синькова» (л.д.35).
Согласно свидетельству о смерти от 14.05.2007г. Синькова Е.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.34).
Задать вопрос юристу бесплатно
по семейным деламБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Распоряжением главы Тюкалинского муниципального района Омской области от 16.01.2007г. №-р Синьков В.В. назначен опекуном Кнаус Т.Е. с сохранением за Кнаус Т.Е. право пользования жилым помещением по адресу <адрес> (л.д.39).
Постановлением главы Тюкалинского муниципального района Омской области от 26.04.2011г. №, Синьков В.В. от выполнения обязанностей попечителя несовершеннолетней Кнаус Т.Е. освобожден по состоянию здоровья попечителя с 01.05.2011г. (л.д.38).Распоряжением главы Тюкалинского муниципального района Омской области от 13.12.2011г. №-р внесены изменения в распоряжение главы Тюкалинского муниципального района Омской области от 16.01.2007г. №-р, п.3 распоряжения изложен в редакции: «жилую площадь за несовершеннолетней не закреплять, так как мать Синькова Е.В. своей жилой площади не имела» (л.д.37).
Приказом Комитета по образованию администрации Тюкалинского муниципального района Омской области от 24.10.2011г. № установлено попечительство над несовершеннолетней Кнаус Т.Е., Кнаус Г.Н. назначена попечителем Кнаус Т.Е. (л.д.36).
Цыганков А.С. и Кнаус Т.Е. вступили в брак ДД.ММ.ГГГГ, после чего последней присвоена фамилия «Цыганкова» (л.д.7).
Соответственно, в силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № Кнаус Т.Е. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилым помещением в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д.43-45).
Согласно сведениям Министерства образования Омской области от 19.06.2017г., Цыганкова (Кнаус) Т.Е. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилым помещением в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Номер Цыганковой (Кнаус) Т.Е. в списке – 1023 (л.д. 29).
Таким образом, установлено, что истец состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.06.2017г. в ЕГРП отсутствует информация о правах Цыганковой (Кнаус) Т.Е. на имеющиеся (имевшиеся) у нее объекты недвижимого имущества в период с 11.01.1999 г. на территории Омской области (л.д. 57).
Согласно справке ГП Омской области «ОЦТИЗ» от 07.06.2017г. Цыганкова (Кнаус) Т.Е. в числе собственников объектов недвижимости не значится по сведениям, имеющимся по состоянию на 11.01.1999 г. (л.д.49).
Согласно сведениям департамента жилищной политики Администрации г. Омска от 16.06.2017г. Цыганковой (Кнаус) Т.Е. жилое помещение из муниципального жилищного фонда на территории города Омска по договору социального найма не предоставлялось (л.д.27-28).
В такой ситуации, на основании приведенных выше норм закона, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, в том числе отсутствие у истца жилого помещения на праве собственности и по договору социального найма, суд полагает, что истец имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные названным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ.
В соответствии с п. 5.5 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О государственной политике <адрес> в жилищной сфере» к полномочиям <адрес> в сфере жилищных отношений относится установление порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда <адрес>.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда <адрес>.
В соответствии с п. 2 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда <адрес>, утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с названным Порядком является Министерство имущественных отношений <адрес>.
Судом установлено, что истец жильем не обеспечена, по данным Министерства образования Омской области Цыганкова (Кнаус) Т.Е. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При таких обстоятельствах, учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, а также на основании вышеуказанных норм права, суд полагает, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения следует возложить на Министерство имущественных отношений Омской области.
Из Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утв. постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п, следует, что Министерство образования Омской области, Администрация г.Омска не являются уполномоченными органами в сфере непосредственного предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.
В связи с изложенным в удовлетворении требований истца к Министерству образования Омской области, Администрации города Омска о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Цыганковой (Кнаус) ТЕ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Л. Сковрон
<данные изъяты>