Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2017 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Сковрон Н.Л. при секретаре судебного заседания Тропиковой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зубовой АА к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Зубова А.А. обратилась в суд с иском Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование исковых требований указала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот. Мать Зубова Н.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ., отец Зубов А.В. решением Азовского районного суда Омской области от 27.12.2002г. лишен родительских прав.
Зубова А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено. Со ссылкой на положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просит суд обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Зубовой А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании Зубова А.А. исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске. При этом пояснила, что просит предоставить ей жилое помещение как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешение вида договора оставила на усмотрение суда.
Ответчик Министерство имущественных отношений Омской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представлен отзыв представителя Министерства имущественных отношений Омской области Кайдаулова В.А. по существу иска, в котором ответчик возражал против удовлетворения исковых требований.
В отзыве представитель указывает на положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которыми утвержден порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам. Установленным порядком предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам, состоящим в списке, в порядке очередности. Таким образом, ответчик полагает, требования заявителя не подлежат удовлетворению (л.д. 26-27).
Третье лицо Министерство образования Омской области в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, просили дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Третье лицо Министерство строительства и ЖКК по Омской области судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему.
Положениями ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п. 1, 7, 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 названной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из материалов дела следует, что Зубова АА родилась ДД.ММ.ГГГГ.
Родителями Зубовой АА ДД.ММ.ГГГГ г.р., являются мать Зубова НВ, отец Зубов АВ (л.д.9).
Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ. Зубова Н.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 11).
Решением Азовского районного суда омской области от 27.12.2002г. Зубов А.В. лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери - Зубовой А.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.10).
Соответственно, в силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Задать вопрос юристу бесплатно
по семейным деламБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно сведениям Министерства образования Омской области от 02.05.2017г., истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилым помещением в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на территории Колосовского муниципального района Омской области. По состоянию на 28.04.2017г. номер Зубовой А.А. в списке – 20 (л.д. 48). Таким образом, установлено, что истец состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.03.2017г. в ЕГРП отсутствует информация о правах Зубовой А.А. на имеющиеся (имевшиеся) у нее объекты недвижимого имущества в период с 11.01.1999 г. на территории Омской области (л.д. 41).
Согласно справке ГП Омской области «ОЦТИЗ» от 21.02.2017г. Зубова А.А. в числе собственников объектов недвижимости не значится по сведениям, имеющимся по состоянию на 11.01.1999 г. (л.д.29).
Согласно сведениям департамента жилищной политики Администрации г. Омска от 27.04.2017г. Зубовой А.А. жилое помещение из муниципального жилищного фонда на территории города Омска по договору социального найма не предоставлялось (л.д.31).
Как следует из ответа Администрации Колосовского муниципального района Омской области от 27.04.2017г., с Зубовой А.А. договор социального найма жилого помещения не территории Колосовского муниципального района Омской области не заключался (л.д.52).
Согласно ответу Администрации Омского муниципального района Омской области от 27.04.2017г., Зубова А.А. не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения муниципального жилищного фонда Омского муниципального района Омской области (л.д.34).
В такой ситуации, на основании приведенных выше норм закона, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, в том числе отсутствие у Зубовой А.А. жилого помещения на праве собственности и по договору социального найма, суд полагает, что истец имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные названным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ.
В соответствии с п. 5.5 ст. 3 Закона Омской области от 28.12.2005 г. № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» к полномочиям Правительства Омской области в сфере жилищных отношений относится установление порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.
Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.
В соответствии с п. 2 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утв. постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п, уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с названным Порядком является Министерство имущественных отношений Омской области.
Судом установлено, что истец жильем не обеспечен, по данным Министерства образования Омской области Зубова А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При разрешении заявленных требований суд принимает во внимание, что Зубова А.А. претендует на получение жилого помещения именно на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п.
В соответствии со ст. 148 ГПК РФ одной из задач подготовки дела к судебному разбирательству является определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон.
Из разъяснений, содержащихся в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 г. № 11 «О подготовке дел к судебному разбирательству», следует, что при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
В такой ситуации суд полагает, что требования Зубовой А.А. о предоставлении ему жилого помещения подлежат удовлетворению с учетом положений, предусмотренных ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При таких обстоятельствах, учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, а также на основании вышеуказанных норм права, суд полагает, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения следует возложить на Министерство имущественных отношений Омской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Зубовой АА к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Зубовой АА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Л. Сковрон
<данные изъяты>