дело № 2-1709/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волгоград ДД.ММ.ГГГГ
Ворошиловский районный суд Волгограда
в составе: председательствующего судьи Юдкиной Е.И.
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к комитету строительства <адрес> о понуждении к предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО11 обратилась в Ворошиловский районный суд Волгограда с иском к комитету строительства <адрес>, в котором просит суд обязать ответчика обеспечить ее благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес>, взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, почтовые расходы в размере 103 рублей.
В обоснование требований указала, что она имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. По данным комитета образования и науки <адрес> ФИО11 включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, однако до настоящего времени жилое помещение ей не представлено. Полагает, что сложившееся положение дел существенно нарушает ее жилищные права, поскольку она не имеет возможности реализовать своё право на получение гарантированного ей государством жилья.
Определением Ворошиловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску ФИО2к комитету строительства <адрес> и комитету финансов <адрес> о понуждении к предоставлению жилого помещения и выделении субсидий, в части требований к комитету финансов <адрес> о выделении субсидий, прекращено в связи с отказом от исковых требований.
В судебное заседание истец ФИО11 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила.
Представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика комитета строительства <адрес>, действующий на основании доверенности ФИО5 исковые требования не признала, полагала иск необоснованным и просила в его удовлетворении отказать. Также, просила обратить внимание суда на то обстоятельство, что для предоставления жилого помещения в специализированном жилищном фонде необходимо соблюдение процедуры и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей установленными нормативно-правовыми актами.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства администрации <адрес> в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.
<адрес> в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен, причины неявки суду не сообщил.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право па дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В целях реализации данного положения <адрес> Думой принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>».
Исходя из положений п.1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД, настоящий закон введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, действие настоящего Закона распространяется также на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ (п. 2 настоящей статьи).
В соответствии с п. 4 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N5-ОД в случае отсутствия свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> на период до предоставления в установленном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, уполномоченный орган исполнительной власти <адрес>, осуществляющий управление жилищным фондом, обеспечивает их временное проживание в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных <адрес>.
Таким образом, вышеприведенной нормой права закреплено, что при отсутствии возможности для ответчика предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его жилищный вопрос в безотлагательном порядке должен быть разрешен путем обеспечения временным жильем до приобретения соответствующего жилого помещения на постоянной основе.
Иное толкование данного законодательства ведет к ущемлению прав и законных интересов лиц соответствующей категории, подлежащих обеспечению жильем на указанных выше основаниях, и нарушению декларируемых государством общеправовых принципов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО11, до заключения брака ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является дочерью ФИО8 и ФИО7, что подтверждается копией свидетельства о рождении <данные изъяты>
Решением Краснооктябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней ФИО2, ФИО8 заочным решением Краснооктябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ также лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери.
Постановлением администрации <адрес> №п от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней ФИО2 установлена опека, опекуном назначена ФИО9
С учетом изложенного, ФИО11 необходимо отнести к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, на него распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Задать вопрос юристу бесплатно
по семейным деламБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Как следует из письма комитета образования и науки <адрес> истец приказом № от ДД.ММ.ГГГГ включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Сведений о принадлежности на праве собственности ФИО2 какого-либо имущества материалы дела не содержат, согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрированные права ФИО2 на объекты недвижимого имущества отсутствуют.
При таких обстоятельствах, проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав всему этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что столь длительное не предоставление ФИО2 жилого помещения нарушает ее конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем, на комитет строительства <адрес> должна быть возложена обязанность предоставить ФИО2 жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
В этой связи, доводы ответчика со ссылкой на отсутствие в <адрес> жилищного фонда и отсутствие у него возможности для обеспечения ФИО2 жильем отвергаются судом, как несостоятельные.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Таким образом, суд полагает возможным возложить на ответчика обязанность предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда для проживания на территории <адрес> по договору специализированного найма жилого помещения в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
При разрешении вопроса по распределению судебных расходов, понесенных сторонами по настоящему спору, суд руководствуется требованиями ст. 88, 94, 98, 100 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.
Материалами дела подтверждено, что в рамках настоящего дела истцом были понесены расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, данная сумма подлежит взысканию в его пользу с ответчика.
При этом, расходы по оплате услуг почты в размере 103 рублей в судебном заседании не нашли свое подтверждение, а представленная в материалы дела квитанция от ДД.ММ.ГГГГ не подтверждает факт оплаты услуг почты, непосредственно истцом ФИО2, в связи с чем суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с п. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 100 ГПК Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение расходов по оплате услуг представителя, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Следовательно, в силу положений ст. 100 ч. 1 ГПК РФ, критерий «разумности» возмещения расходов по оплате услуг представителя отнесен к исключительной компетенции суда.
Относительно толкования разумности пределов оплаты помощи представителя, суд исходит из учета конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, сложности категории рассматриваемого спора, длительности рассмотрения дела в суде.
Как следует из материалов дела, истцом понесены расходы на оплату услуг представителя ФИО4 в размере 20 000 рублей на представление интересов в суде.
Учитывая объем юридической помощи, оказанной истцу, которая включает в себя, согласно условиям договора, консультацию клиента и подготовку соответствующего искового заявления, судебную защиту прав и законных интересов клиента по вопросу предоставления благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда, представительство в судах общей юрисдикции, осуществление всех необходимых действий по исполнению решения суда, суд считает возможным взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 7 000 рублей, в остальной части требований отказать.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
исковые требования ФИО2 к комитету строительства <адрес> о понуждении к предоставлению жилого помещения, удовлетворить.
Обязать комитет строительства <адрес> предоставить ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда <адрес> для проживания по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес>.
Взыскать с комитета строительства <адрес> в пользу ФИО2 судебные издержки по оплате услуг представителя в размере 7 000 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, в остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд <адрес>.
Председательствующий Юдкина Е.И.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Юдкина Е.И.