Дело 2-1431/2017
РЕШЕНИЕ
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
20 июня 2017 года город Казань
Авиастроительный районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Сафиной Л.Б.,
при секретаре судебного заседания Сафиуллиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан к обществу с ограниченной ответственностью Фирма «ДЭС» об обязании ликвидировать складирование загрязненного снега, привести территорию в надлежащее санитарно-экологическое состояние, вывезти оставшийся загрязненный снег,
УСТАНОВИЛ:
истец в лице представителя обратился в суд с иском к вышеназванному ответчику в приведенной формулировке. В обоснование исковых требований указал, что в рамках государственного экологического мониторинга сотрудниками истца выявлен факт складирования загрязненного снега на территории <адрес>, а именно северо-восточнее <адрес> вблизи <адрес> (земельный участок с кадастровым номером № Снежная свалка находится в водоохраной зоне <адрес>, минимальное расстояние до границы водного объекта составляет 4,5 метра. <адрес>, занятая снегом, составляет 30 211 кв.м., из которой часть расположена на земельном участке с кадастровым номером № площадью 15 795 кв.м. и часть на земельном участке площадью 14 236 кв.м., не поставленным на кадастровый учет. Складирование снега на данном участке осуществляет подрядная организация ООО «Фирма «ДЭС», обеспечивающая текущее содержание улично-дорожной сети <адрес>. Разрешение складирования снега на земельном участке согласовано с Управлением Роспотребнадзора Республики Татарстан при условии складирования в пределах границ отвода вне территории зеленых насаждений и организации отвода талых вод с целью исключения отрицательного воздействия на окружающую среду.
По результатам отбора проб снежного покрова (талая вода) с места складирования установлено, что в составе проб имеются значительные превышения загрязняющих веществ относительно концентрации вредных веществ по сравнению с фоновыми показателями, что наносит существенный урон окружающей среде и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории <адрес>.
Просил обязать ООО «ДЭС» ликвидировать несонкционированное складирование загрязненного снега на территории земельного участка с кадастровым номером № путем вывоза загрязненного снега.
В ходе рассмотрения дела представитель истца уточнил исковые требования, просил обязать ООО «ДЭС» ликвидировать складирование загрязненного снега, привести территорию в надлежащее санитарно-экологическое состояние, вывезти оставшийся загрязненный снег.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, пояснил, что на земельном участке по вышеуказанному адресу в зимний период 2016-2017 года ООО «Фирма «ДЭС» снег не складировало.
Представитель третьего лица МКУ «Администрация Авиастроительного и <адрес>ов ИКМО <адрес>» в судебном заседании с иском не согласилась, просил в иске отказать.
Представитель МУП «Городское благоустройство <адрес>» в судебном заседании с иском не согласился, просил в иске отказать.
Выслушав пояснения представителей сторон и третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы дел об административных правонарушениях № и 12-339/2017, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Так согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве. Основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
- своевременно производить платежи за землю;- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Категория земель указанного земельного участка- земли населенных пунктов. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Статья 6 Федерального закона "Об охране окружающей среды" указывает, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что в рамках государственного экологического мониторинга сотрудниками Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан выявлен факт складирования загрязненного снега на территории земельного участка на перекрестке улиц Центрально-Мариупольская – <адрес> в водоохраной зоне на расстоянии от 4,5 метров до 7 метров от водного объекта (<адрес>) на земельном участке с кадастровым номером №. Площадь участка, занятого временным складированием снега, составляет 30 211 кв.м. Данные обстоятельства подтверждаются актом экологического обследования территории № от ДД.ММ.ГГГГ, ксерокопиями фото (л.д. 10-17).
Согласно доводам представителя истца по результатам отбора проб снежного покрова (талая вода) с места складирования установлено, что в составе проб имеются значительные превышения загрязняющих веществ относительно концентрации вредных веществ по сравнению с фоновыми показателями, что наносит существенный урон окружающей среде и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории <адрес>.
Как указано представителем истца, складирование снега на вышеуказанном земельном участке осуществляет подрядная организация ООО «Фирма «ДЭС», обеспечивающая текущее содержание улично-дорожной сети <адрес>.
Между тем, бесспорные доказательства, с достоверностью подтверждающие указанные обстоятельства, в материалах дела отсутствуют. Документы, подтверждающих связь между использованием прибрежной полосы водоохраной зоны и действиями ООО «ДЭС», в судебное заседание в силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлены.
При этом доводы представителя истца основаны лишь на материалах дел об административном правонарушении о привлечении ООО Фирма «ДЭС» и директора указанного Общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, решениями Авиастроительного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановления старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды ФИО от ДД.ММ.ГГГГ №, которым ООО Фирма «ДЭС» и директор ООО Фирма «ДЭС» привлечены к административной ответственности отменены и производство по делам прекращено в связи с отсутствием в их действиях состава административного правонарушения.
Таким образом, судом сделан вывод, что ранее представленные доказательства, полностью аналогичные приложенным к исковому заявлению по настоящему делу, не доказывают факт использования ответчиком вышеназванного земельного участка, ведения ответчиком на нем хозяйственной деятельности (складирования на нем снега).
Также не подлежат удовлетворению и требования истца о приведении территории в надлежащее санитарно-экологическое состояние, о вывозе оставшегося загрязненного снега.
При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме не находит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
в удовлетворении иска Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан к обществу с ограниченной ответственностью Фирма «ДЭС» об обязании ликвидировать складирование загрязненного снега, привести территорию в надлежащее санитарно-экологическое состояние, вывезти оставшийся загрязненный снег отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Авиастроительный районный суд <адрес>.
Председательствующий Л.Б. Сафина.