8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о взыскании страхового возмещения и неустойки № 2-2492/2017 ~ М-2097/2017

Дело № 2-2492/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 мая 2017 года     город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Рыбакова Р.В.,

при секретаре Назаровой К.Г.,

с участием представителя истца по ордеру адвоката Лапина А.А.,

представителя ответчика по доверенности Юдина М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дорониной А.Х. к обществу с ограниченной ответственностью «Страховая группа «АСКО» о взыскании страхового возмещения и неустойки,

УСТАНОВИЛ:

Доронина А.Х. предъявила в Октябрьский районный суд города Саратова исковое заявление к обществу с ограниченной ответственностью «Страховая группа «АСКО» (далее – ООО СГ «АСКО») о взыскании страхового возмещения и неустойки.

Требования истца мотивированы тем, что <дата> примерно в 8 часов 50 минут, водитель ФИО1, управляя автомобилем <данные изъяты> двигался по проезжей части на <адрес>, в результате нарушения правил дорожного движения, выехал на встречную полосу и допустил наезд на металлический отбойник, в результате чего пассажир ФИО2, не пристегнутый ремнями безопасности получил телесные повреждения от которых скончался. Гражданская ответственность ФИО1 застрахована в ООО СГ «АСКО» по полису ОСАГО №. <дата> она, являясь супругой погибшего, обратилась в ООО СГ «АСКО» с заявлением о выплате страхового возмещения, однако <дата> в выплате страхового возмещения ей было отказано, в связи с не предоставлением документов, подтверждающих факт нахождения на иждивении ФИО2. 22 марта она обратилась в ООО СГ «АСКО» с претензией, которая осталась без удовлетворения. На основании изложенного просила взыскать с ООО СГ «АСКО» страховое возмещение в размере 475 000 рублей, неустойку за период с <дата> до фактической выплаты в размере 4 750 рублей, штраф и расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей.

Истец Доронина А.Х., третьи лица Доронин Т.В. и Доронин Д.Т. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.

Представитель истца по ордеру адвокат Лапин А.А. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности Юдин М.А. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска. Свои возражения изложил в письменном виде (л.д. 74-77). Не оспорил факт страхования гражданской ответственности ФИО1 в ООО СГ «АСКО» по полису ОСАГО №.

Суд с учетом мнения участников процесса и положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и третьих лиц.

Заслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В силу ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, чье право нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, которые оно произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

В силу п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Согласно п. 4 ст. 931 ГК РФ в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

Из ст. 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» следует, что потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы, установленной настоящим Федеральным законом, путем предъявления страховщику заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования.

Согласно п. «а» ст. 7 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, составляет 500 тысяч рублей,

Согласно ст. 963 ГК РФ страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения или страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 2 и 3 настоящей статьи.

В судебном заседании установлено и не оспорено ответчиком, что приговором Вольского районного суда Саратовской области от <дата> ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 3 года, с отбыванием наказания в колонии-поселении (л.д. 65-67).

Пункт 4 ст. 61 ГПК РФ предусматривает, что вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Вышеуказанным приговором от <дата> установлено, что <дата> примерно в 18 часов 50 минут ФИО1, управляя автомобилем <данные изъяты>, двигался по проезжей части на <адрес>, в результате нарушения п.п. 1.3, 1.4, 1.5, 2.1.2, 9.1, 10.1 Правил дорожного движения РФ, выехал на встречную полосу и допустил наезд на металлический отбойник, в результате чего пассажир ФИО2, не пристегнутый ремнями безопасности, получил телесные повреждения от которых скончался.

Исходя из этих обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 должен нести гражданскую ответственность за причинения вреда жизни ФИО2.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что риск гражданской ответственности ФИО1 на момент дорожно-транспортного происшествия был застрахован в ООО СГ «АСКО» по полису ОСАГО №.

В п. 7 ст. 12 данного Федерального закона установлено, что размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет 475 тысяч рублей - выгодоприобретателям, указанным в п. 6 настоящей статьи; не более 25 тысяч рублей в счет возмещения расходов на погребение - лицам, понесшим такие расходы.

В силу п. 6 ст. 12 вышеназванного Федерального закона в случае смерти потерпевшего право на возмещение вреда имеют лица, имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти кормильца, при отсутствии таких лиц - супруг, родители, дети потерпевшего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода (выгодоприобретатели).

Судом установлено, что супругой ФИО2 является истец Доронина А.Х., что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. 78), третье лицо Доронин Т.В. является сыном погибшего, а третье лицо Доронин Д.Т. – внуком.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Исходя из этого Доронина А.Х., имеет право на получение страхового возмещения как супруга погибшего, в размере 475 000 рублей. Доводы ответчика о необходимости подтверждения истцом факта нахождения на иждивении умершего судом во внимание не принимаются, так как они связаны с неверным толкованием закона.

Пунктом 8 ст. 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлено, что страховщик в течение 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия первого заявления о страховой выплате в части возмещения вреда, причиненного жизни потерпевшего в результате страхового случая, принимает заявления о страховой выплате и предусмотренные правилами обязательного страхования документы от других выгодоприобретателей. В течение пяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, после окончания указанного срока принятия заявлений от лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего, страховщик осуществляет страховую выплату.

Страховая выплата, размер которой установлен абз. 2 п. 7 настоящей статьи, распределяется поровну между лицами, имеющими право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего. Страховая выплата в части возмещения вреда, причиненного жизни потерпевшего, осуществляется единовременно.

Лицо, имеющее право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего в результате страхового случая и предъявившее страховщику требование о страховой выплате после того, как страховая выплата по данному страховому случаю была распределена между лицами, имеющими право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего, вправе требовать от этих лиц возврата причитающейся в соответствии с настоящим Федеральным законом части страховой выплаты или требовать выплаты возмещения вреда от лица, причинившего вред жизни потерпевшему в результате данного страхового случая, в соответствии с гражданским законодательством.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что <дата> Доронина А.Х. обратилась в ООО СГ «АСКО» с заявлением о выплате страхового возмещения (л.д. 18-21), предоставив необходимые документы, подтверждающие факт родственных отношений с ФИО2 и виновность ФИО1 в дорожно-транспортном происшествии.

Пунктом 9 ст. 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлено, что потерпевший или выгодоприобретатель обязан предоставить страховщику все документы и доказательства, а также сообщить все известные ему сведения, подтверждающие объем и характер вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего.

Потерпевший на момент подачи заявления о страховой выплате прилагает к заявлению документы, установленные п. 3.10 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Положением Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П, а именно: заверенную в установленном порядке копию документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя); документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя; документы, содержащие банковские реквизиты для получения страхового возмещения, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться в безналичном порядке; справку о дорожно-транспортном происшествии; извещение о дорожно-транспортном происшествии; копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Пунктом 4.1 правил установлено, что для получения страховой выплаты в связи с причинением вреда жизни потерпевшего кроме документов, предусмотренных п. 3.10 настоящих Правил, к заявлению о страховой выплате прилагаются документы, предусмотренные п.п. 4.4. и 4.5. настоящих Правил.

<дата> ООО СГ «АСКО» отказало Дорониной А.Х. в выплате страхового возмещения в связи с не предоставлением документов, подтверждающих факт нахождения на иждивении ФИО2 (л.д. 17).

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при наличии разногласий между потерпевшим и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты потерпевший направляет страховщику претензию с документами, приложенными к ней и обосновывающими требование потерпевшего, которая подлежит рассмотрению страховщиком в течение пяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления. В течение указанного срока страховщик обязан удовлетворить выраженное потерпевшим требование о надлежащем исполнении обязательств по договору обязательного страхования или направить мотивированный отказ в удовлетворении такого требования.

22 марта Доронина А.Х. обратилась в ООО СГ «АСКО» с претензией, которая осталась без удовлетворения <дата> (л.д. 46, 47).

С учетом установленных судом обстоятельств и приведенных норм закона суд полагает, что отказ в выплате страхового возмещения истцу являлся незаконным в связи с чем полагает обоснованными требования Дорониной А.Х. о взыскании с ООО СГ «АСКО» страхового возмещения в размере 475 000 рублей.

В силу п. 3 ст. 16.1 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при удовлетворении судом требований потерпевшего - физического лица об осуществлении страховой выплаты суд взыскивает со страховщика за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего штраф в размере пятидесяти процентов от разницы между совокупным размером страховой выплаты, определенной судом, и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке.

Исходя из данной нормы закона, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в сумме разницы невыплаченного страхового возмещения в добровольном порядке в размере 237 500 рублей, из расчета (475000:2).

Представителем ответчика заявлено ходатайство о снижении штрафа в связи с его несоразмерностью.

Согласно положениям ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Принимая во внимание обстоятельства, заявленные представителем ответчика, а также отсутствие нарушения сроков рассмотрения заявления и претензии истца суд принимает решение о снижении размера штрафа до 150 000 рублей.

В соответствии с п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 г. № 2 размер неустойки за несоблюдение срока осуществления страховой выплаты или возмещения причиненного вреда в натуральной форме определяется в размере 1 процента за каждый день просрочки от суммы страхового возмещения, подлежащего выплате потерпевшему по конкретному страховому случаю, за вычетом сумм, выплаченных страховой компанией в добровольном порядке в сроки, установленные ст. 12 Закона об ОСАГО (абз. 2 п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО).

Неустойка исчисляется со дня, следующего за днем, установленным для принятия решения о выплате страхового возмещения, и до дня фактического исполнения страховщиком обязательства по договору.

За период с <дата> (как просит истец) по <дата> (день вынесения решения) прошло 44 дня, в связи с чем истец вправе требования с ответчика взыскания неустойки в размере 209 000 рублей из расчета (475000*1%)*44 дня.

Представителем ответчика заявлено ходатайство о снижении размера неустойки в связи с ее несоразмерностью последствиям нарушения обязательств.

Принимая во внимание обстоятельства, заявленные представителем ответчика, суд принимает решение о снижении размера неустойки до 0,1 %, что составляет – 20 900 рублей (475000*0,1%*44) за период с <дата> по <дата>, а также с <дата> по день фактического исполнения обязательства в размере 475 рублей в день.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ и статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с удовлетворением требований истца освобожденной от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход муниципального бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 7 950 рублей из расчета (495900-200000)*1%+5200.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    

РЕШИЛ

исковые требования Дорониной А.Х. к обществу с ограниченной ответственностью «Страховая группа «АСКО» о взыскании страхового возмещения и неустойки, удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Страховая группа «АСКО»» в пользу Дорониной А.Х. страховое возмещение в размере 475 000 рублей, неустойку с <дата> по <дата> в размере 20 900 рублей, штраф в размере 150 000 рублей, а всего 645 900 (шестьсот сорок пять тысяч девятьсот) рублей.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Страховая группа «АСКО»» в пользу Дорониной А.Х. неустойку в размере 475 рублей в день с <дата> по день фактического исполнения решения суда, но в общем размере не более 475 000 (четырехсот семидесяти пяти тысяч) рублей.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Страховая группа «АСКО»» в доход муниципального бюджета города Саратова государственную пошлину в размере 7 950 рублей.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Саратова.

Судья     (подпись)                    Р.В. Рыбаков

В окончательной форме решение изготовлено 10 мая 2017 года.