Дело № 2-4585/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Челябинск 29 мая 2017 г.
Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судьи Климович Е.А.,
при секретаре Коротаеве А.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хайрутдинов АН к Публичному акционерному обществу «Страховая компания «Южурал-АСКО» о взыскании страхового возмещения,
УСТАНОВИЛ:
Хайрутдинов А.Н. обратился в суд с иском к ПАО «СК «Южурал-АСКО», о взыскании страхового возмещения в размере 117 119 рублей, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов, мотивируя тем, что 23 июля 2015 г. между Товмаш Р.А. и ответчиком был заключен договор добровольного страхования серии 315 № автомобиля «Тойота Камри» г/н №, по риску «Ущерб», «Хищение» на срок с 24.07.2015 г. по 23.07.2016 г. Страховая сумма по договору составила 1 062 500 рублей, выгодоприобретателем по которому является страхователь. После наступления страхового случая истец обратился к ответчику с заявлением о выплате страхового возмещения, ответчик произвел выплату страхового возмещения в размере 529 411,78 рублей.
Не согласившись с размером выплаты, истец обратился к независимому эксперту, согласно заключения которого, стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца составила 527 661,78 рублей, утрата товарной стоимости автомобиля составила 78 869 рублей.
Истец Хайрутдинов А.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика ПАО «СК «Южурал-АСКО» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в суд отзыв, просил о применении ст. 333 ГК РФ.
Третье лицо Товмаш Р.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, суд о причинах неявки не уведомила.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований.
Как следует из материалов дела, собственником т/с Тойота Камри» г/н № является Товмаш Р.А.
ДД.ММ.ГГГГ между Товмаш Р.А. и ответчиком был заключен договор добровольного страхования серии 315 № автомобиля «Тойота Камри» г/н №, по риску «Ущерб», «Хищение» на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Страховая сумма по договору составила 1 062 500 рублей, выгодоприобретателем по которому является страхователь.
В период действия договора страхования ДД.ММ.ГГГГ наступил страховой случай.
ДД.ММ.ГГГГ между Товмаш Р.А. и Хайрутдиновым А.Н. был заключен договор уступки права требования страхового возмещения.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ПАО «СК «Южурал-АСКО» с заявлением о выплате страхового возмещения, ДД.ММ.ГГГГ было выплачено страховое возмещение в размере 529 411,78 рублей.
В силу договора страхования от ДД.ММ.ГГГГ между сторонами возникли правоотношения, регулируемые главой 48 ГК РФ.
Согласно ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования на страховщике лежит обязанность за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить страхователю причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
В соответствии со ст. 963 ГК РФ, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения или страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица, законом могут быть предусмотрены случаи освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения по договорам имущественного страхования при наступлении страхового случая вследствие грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя.
Истцом представлено экспертное заключение № 51н-2015 от 20.11.2015 г. выполненное ООО «МегаТранс», согласного которого стоимость восстановительного ремонта автомобиля составила 627 661,78 рублей, а также представил экспертное заключение № 51н-2015УТС от 20.11.2015 г. выполненное ООО «МегаТранс», согласного которого утрата товарной стоимости автомобиля составила 78 869 рублей, услуги эксперта составили 10 000 рублей.
Проанализировав содержание заключения судебной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из представленных в распоряжение эксперта материалов, указывает на применение методов исследований, основывается на исходных объективных данных. Достоверных, объективных доказательств, опровергающих выводы вышеназванного экспертного заключения, участвующими в деле лицами суду представлено не было.
Задать вопрос юристу бесплатно
по страховым спорамБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Следовательно, истцом доказана сумма ущерба в размере 706 530,78 рублей.
Таким образом, со страховой компании ПАО «СК «Южурал-АСКО» подлежит страховое возмещение с учетом выплаты в размере 177 119 рублей (706 530,78 – 529 411,78).
В связи с созданием ПАО «СК «Южурал-АСКО» препятствий к получению Хайрутдиновым А.Н. возмещения причиненного ему ущерба в полном объеме, последний был вынужден понести расходы на оплату услуг по оценке стоимости восстановительного ремонта и стоимости годных остатков автомобиля «Тойота Камри» г/н №, в размере 10 000 рублей. Указанные расходы квалифицируются судом как убытки и в силу статей 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации признаются подлежащими взысканию с ответчика в пользу истца.
В судебном заседании достоверно установлено, что в период действия договора страхования произошел страховой случай. Истец обратился в страховую компанию с заявлением о страховом случае и представил необходимые документы.Поскольку правоотношения сторон вытекают из договора страхования, то эти отношения охватываются действием Федерального закона от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», в той части в какой эти отношения не урегулированы специальными законами, с учетом Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», к отношениям вытекающим из договора страхования с участием гражданина, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8-12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17).
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
С учетом разъяснений пункта 45 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Факт того, что ответчиком выплата страхового возмещения добровольно в полном объеме была произведена несвоевременно, свидетельствует о нарушении прав потребителя.
При определении размера компенсации морального вреда причиненного истцу, в связи с нарушением его прав потребителя (виновного неисполнение Страховщиком обязательств по сделке – пп.1,2 ст. 401 ГК РФ), суд, с учетом фактических обстоятельств дела и индивидуальных особенностей потерпевшего, принимая во внимание характер причиненных ему нравственных страданий, так как в результате действий ответчика истец испытывал волнение, обиду, а также требования разумности и справедливости, считает, что данный размер соответствует 1 000 рублей.
Истец просит взыскать с ответчика штраф в размере 50% от взысканной суммы. В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 договор как личного, так и имущественного страхования регулируется Законом «О защите прав потребителей» в части не урегулированной специальным законом.
В силу абз. 2 п. 2 Пленум ВС РФ №17 от 28.06.2012 года «О рассмотрении судами дел по спорам о защите прав потребителей» с учетом положений статьи 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8-12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17).
В силу указанного пункта суд считает подлежащим взысканию с ответчика в пользу истца штраф в размере 50 % от суммы, взысканной в пользу истца, в размере 88 559,50 рублей ((177 119) /2).
Однако в ходе рассмотрения дела ответчиком заявлено о несоразмерности штрафных санкций, ответчик просил применить положения ст. 333 Гражданского кодекса РФ.
Принимая во внимание фактические обстоятельства по делу, а также степень нарушения прав истца, учитывая, что штрафная санкция по своей природе носит компенсационный характер, и не должна служить средством обогащения потребителя, но при этом направлена на восстановление прав потребителя, нарушенных вследствие ненадлежащего исполнения обязательства, а потому должна соответствовать последствиям нарушения обязательств, суд приходит к выводу, что размер штрафа явно несоразмерен последствиям нарушения ответчиком обязательства, в связи с чем, считает необходимым применить ст. 333 Гражданского кодекса РФ, снизив размер штрафа до 40 000 рублей.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах в размере 5 000 рублей.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ и подп.1,3 п.1 ст. 333.19 НК РФ, с ответчика в соответствующий бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от которой истец был освобожден при подаче иска в суд, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в данном случае ее размер по имущественным требованиям 4 942,38 рублей, по неимущественным требованиям 300 рублей, всего 5 242,38 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98,100,103,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Иск Хайрутдинов АН к Публичному акционерному обществу «Страховая компания «Южурал-АСКО» о взыскании страхового возмещения, удовлетворить частично.
Взыскать с Публичного акционерного общества «Страховая компания «Южурал-АСКО» в пользу Хайрутдинов АН страховое возмещение в размере 177 119 рублей, расходы по оплате услуг независимого эксперта в размере 10 000 рублей, штраф в размере 40 000 рублей, представительские расходы в размере 5 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Хайрутдинов АН отказать.
Взыскать с Публичного акционерного общества «Страховая компания «Южурал-АСКО» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5 242,38 рублей.
На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: Е.А. Климович