Дело № 2-3321/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 августа 2017 года г. Ростов-на-Дону
Ворошиловский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Вервекина А.И.,
при секретаре Филоненко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акопова Э. О. к ПАО СК «Росгосстрах» о взыскании неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Акопов Э.О. обратился в суд с иском к ПАО СК «Росгосстрах» о взыскании неустойки. В обоснование своих требований истец указал, что 07.05.2017 года в 01 часов 15 минут по адресу: ... произошло дорожно-транспортное происшествие с участием двух автомобилей ..., под управлением Кожомкулова С.С. и ..., под управлением Акопова Э.О.
Дорожно-транспортное происшествие произошло по вине водителя Кожомкулова С.С., что подтверждается справкой о ДТП и определением от 07.05.2015 года.
11.05.2017 года истец обратился с заявлением в выплате страхового возмещения по договору ОСАГО в страховую компанию ПАО «Росгосстрах».
Истец надлежащим образом известил страховую компанию ПАО «Росгосстрах» о наступлении страхового случая и передал все необходимые для получения страхового возмещения документы.
Однако в 20-дневный срок ПАО «Росгосстрах» не произвело выплату страхового возмещения, после чего истец обратился к независимым экспертам для определения действительной стоимости ремонта автомобиля.
Согласно заключению эксперта сумма восстановительного ремонта транспортного средства составила 400 000 рублей.
09.06.2017 года ПАО «Росгосстрах» была вручена претензия с общей суммой в размере 400 000 рублей. 19.06.2017 года ПАО «Росгосстрах» выплатила страховое возмещение в размере 12 400 рублей и 22.06.2017 года сумму в размере 387 600 рублей.
Таким образом, истец считает, что с момента подачи документов в страховую компанию (11.05.2017 года) до получения доплаты страхового возмещения (22.06.2017 года) прошло 20 дней, в связи с чем, страховщик должен выплатить неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств по выплате возмещения.
На основании изложенного, истец просил суд взыскать с ответчика в свою пользу неустойку в размере 79 628 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Истец Акопов Э.О. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца Варткинаян М.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал исковые требования, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ПАО СК «Росгосстрах» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил суду письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, в случае удовлетворения иска просил суд применить ст. 333 ГК РФ и снизить неустойку, а также снизить расходы по оплате услуг представителя. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 21 ст. 12 ФЗ от 25.04.2002 №40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховая выплата должна быть осуществлена в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховой выплате или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или выдать ему направление на ремонт транспортного средства с указанием срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховой выплате.
При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или возмещения причиненного вреда в натуре страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере одного процента от определенного в соответствии с настоящим Федеральным законом размера страховой выплаты по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.
В соответствии с п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 г. «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» неустойка исчисляется со дня, следующего за днем, установленным для принятия решения о выплате страхового возмещения, и до дня фактического исполнения страховщиком обязательства по договору.
В судебном заседании установлено, что 07.05.2017 года в 01 часов 15 минут по адресу: ... произошло дорожно-транспортное происшествие с участием двух автомобилей ..., под управлением Кожомкулова С.С. и ..., под управлением Акопова Э.О.
Дорожно-транспортное происшествие произошло по вине водителя Кожомкулова С.С., что подтверждается справкой о ДТП и определения от 07.05.2015 года.
11.05.2017 года истец обратился с заявлением в выплате страхового возмещения по договору ОСАГО в страховую компанию ПАО СК «Росгосстрах».
Истец надлежащим образом известил страховую компанию ПАО СК «Росгосстрах» о наступлении страхового случая и передал все необходимые для получения страхового возмещения документы.
Однако в 20-дневный срок ПАО СК «Росгосстрах» не произвело выплату страхового возмещения, после чего истец обратился к независимым экспертам для определения действительной стоимости ремонта автомобиля.
Согласно заключению эксперта № от 21.05.2017 года ИП Рязанова В.А. сумма восстановительного ремонта транспортного средства составила 400 000 рублей.
Как установлено в судебном заседание, 09.06.2017 года ПАО «Росгосстрах» была вручена претензия с общей суммой в размере 400 000 рублей. 19.06.2017 года ПАО СК «Росгосстрах» выплатила страховое возмещение в размере 12 400 рублей и 22.06.2017 года сумму в размере 387 600 рублей.
05.07.2017 года истцом в адрес страховой компании была направлена претензия о выплате неустойки в сумме 73 653,50 рублей.
Таким образом, в судебном заседании с достоверностью нашел подтверждение факт нарушения ответчиком установленного законом срока производства страховой выплаты.
Доводы ответчика о том, что истец не предоставил в установленный срок заверенную копию документа, удостоверяющего личность, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку в материалах дела имеется расписка о принятии 11.05.2017 года ПАО СК «Росгосстрах» документов, в том числе и копии документа, удостоверяющего личность.
Задать вопрос юристу бесплатно
по страховым спорамБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Истец просит взыскать с ПАО СК «Росгосстрах» неустойку за период с 01.06.2017 года по 18.06.2017 года в размере 2 108 рублей, исходя из расчета: 12 400 рублей *1%*17 дней = 2 108 рублей, за период с 01.06.2017 года по 21.06.2017 года, исходя из расчета: 387 600 рублей *1%*20 дней = 77 520 рублей.
Представленный истцовой стороной расчет размера неустойки судом проверен и признан математически верным.
Таким образом, с ответчика ПАО СК «Росгосстрах» в пользу Акопова Э.О. подлежит взысканию неустойка в размере 79 628 рублей.
Вместе с тем, ответчик, в случае удовлетворения исковых требований, просил применить ст. 333 ГК РФ и снизить размер заявленной неустойки.
Согласно ч. 1 ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Наличие оснований для снижения и определение критериев соразмерности определяются судом в каждом конкретном случае самостоятельно, исходя из установленных по делу обстоятельств.
Критериями установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательства, длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства.
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части 1 статьи 333 Гражданского Кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба.
Согласно правовой позиции, содержащейся в п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 года №2 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", применение ст. 333 ГК РФ об уменьшении судом неустойки возможно лишь в исключительных случаях, когда подлежащие уплате неустойка, финансовая санкция и штраф явно несоразмерны последствиям нарушенного обязательства. Уменьшение неустойки, финансовой санкции и штрафа допускается только по заявлению ответчика. В решении должны указываться мотивы, по которым суд полагает, что уменьшение их размера является допустимым.
Учитывая, что степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, только суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела.
Суд полагает, что ответчиком ПАО СК «Росгосстрах» каких-либо доказательств, свидетельствующих о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, представлено не было, а также не представлено доказательств наличия исключительных обстоятельств, позволяющих суду уменьшить сумму неустойки, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для применения ст. 333 ГК РФ.
Разрешая исковые требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей, суд приходит к следующему.
В соответствии с постановлением №17 от 28 июня 2012 года Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
В силу статьи 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Учитывая факт нарушения права потребителя, длительность неисполнения ответчиком обязанности по договору страхования, в части требований по компенсации морального вреда суд полагает разумным взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 500 рублей.
Что касается судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей, суд приходит к следующим выводам.
В подтверждение указанных расходов заявителем был представлен договор на оказание услуг от 20.06.2017 года, в котором также указано, истцом переданы денежные средства в размере 20 000 рублей.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 21 января 2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Вместе с тем в целях реализации задач судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер (пункт 11 Постановления).
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13).
При этом, учитывая категорию и сложность гражданского дела, принимая во внимание, цену иска, количество судебных заседаний и продолжительность рассмотрения дела, другие конкретные обстоятельства дела, а именно: объем выполненной представителем работы, в связи с рассмотрением настоящего дела в суде первой инстанции, время, затраченное на подготовку документов, исходя из требований разумности, суд полагает, что размер заявленных истцом расходов является завышенным и несоотносимым с объемом, выполненной его представителем работы и соответственно имеются основания для уменьшения размера сумм, взыскиваемых в возмещение расходов по оплате услуг представителя.
В связи с чем, суд считает возможным взыскать с ПАО СК «Росгосстрах» в пользу Акопова Э.О. расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, связанные с рассмотрением дела и государственная пошлина, от которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку с учетом положений приведенных норм права, истец освобожден уплаты государственной пошлины, удовлетворяя исковое заявление, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 888,54 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Акопова Э. О. к ПАО СК «Росгосстрах» о взыскании неустойки – удовлетворить частично.
Взыскать с ПАО СК «Росгосстрах» в пользу Акопова Э. О. неустойку в размере 79 628 рублей, компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей, а всего взыскать 90 128 рублей (девяносто тысяч сто двадцать восемь рублей).
В остальной части заявленных требований – отказать.
Взыскать с ПАО СК «Росгосстрах» в доход местного бюджета сумму госпошлины в размере 2 888 рублей 54 копейки.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 23.08.2017 года.
Судья