РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2016 года Останкинский районный суд г. Москвы, в составе: председательствующего федерального судьи Гусевой О.Г., при секретаре Савушкиной П.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское
дело № *** по иску
Жирнова А.В. к АО «***» о возврате части страховой премии, неустойки, судебных расходов, компенсации морального вреда и штрафа,
УСТАНОВИЛ:
истец Жирнов А.В. обратился в суд с иском к АО «***» о возврате части страховой премии пропорционально оставшемуся сроку договора, неустойки, судебных расходов, компенсации морального вреда и штрафа, ссылаясь на то, что *** года истец заключил с АО «***» договор страхования жизни № *** по программе Страхование заемщиков потребительских кредитов от несчастных случаев и болезней – «***». По данному договору выгодоприобретателем является ООО «***». *** года истцом досрочно погашен кредит, в связи с чем, истец обратился в АО «***» с требованием о возврате части страховой премии пропорционально оставшемуся сроку договора. Однако до настоящего времени ответчиком добровольно обязательства не выполнены. В связи с чем, просит взыскать часть уплаченной страховой премии в размере *** рубля ** копеек, неустойку в сумме *** рублей ** копеек, расходы на уплату услуг представителя в размере *** рублей, компенсацию морального вреда в сумме *** рублей ** копеек и штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Истец Жирнов А.В. – в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть
дело в его
отсутствие.
Представитель ответчика АО «***» – в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил возражения на иск, в которых просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Указав, что истец добровольно заключил договор страхования. Договор добровольного страхования заключен на основании Полисных условий страхования от *** года. В соответствии со ст. 958 ГК РФ при досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное. Согласно договору страхования от *** года, «страхователь подтверждает, что он действует добровольно и в собственных интересах и осознает, что заключение настоящего Договора не является обязательным условием предоставления Кредита», что также удостоверено собственноручной подписью истца. Страховая премия была перечислена на расчетный счет АО «***», никаких возражений до подачи заявления от Страхователя не поступало, что также свидетельствует о согласии истца с фактом заключения договора страхования. Таким образом, договор страхования между сторонами заключен в добровольном порядке, без принуждения, следовательно в случае расторжения договора страхования по инициативе страхователя, возврат уплаченной страховой премии не осуществляется.
Представитель 3-его лица ООО «***» – в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Дело рассмотрено по правилам ст. 167 ГПК РФ во взаимосвязи со ст. 165.1 ГК РФ.
Суд, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела,
пришел к следующему.
В судебном заседании установлено, что *** года истец заключил с АО «***» договор страхования жизни № *** по программе Страхование заемщиков потребительских кредитов от несчастных случаев и болезней – «***».
Выгодоприобретателем по страховым событиям – является: в размере фактической задолженности Застрахованного лица по кредитному договору, но не более Страховой суммы на дату Страхового случая – «***» ООО. В размере положительной разницы между Страховой суммой на дату Страхового случая и задолженностью Застрахованного лица по кредитному договору – Застрахованное лицо либо его наследники в случае смерти Застрахованного лица. После полного исполнения Застрахованным лицом обязательств по кредитному договору – Застрахованное лицо либо его наследники в случае смерти Застрахованного лица.
*** года истцом досрочно погашен кредит, что также подтверждается выпиской из лицевого счета и справкой (л.д. ***).
*** года истец обратился в АО «***» с заявлением о возврате неиспользованной части страховой премии в связи с досрочным погашением кредита (л.д. ***).
Между тем, ответчиком истцу денежные средства не выплачены.
Согласно п. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Согласно п. 3 ст. 434 ГК РФ письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 настоящего Кодекса.
В силу п. 2 ст. 940 ГК РФ договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (п. 2 ст. 434 ГК РФ), либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. В таком случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика указанных документов (свидетельства, сертификата, квитанции).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78При подписании договора страхования истец подтвердил, что принял от ответчика договор страхования, полисные условия страхования.
Таким образом, подписав договор страхования, истец письменно согласился с предложенными ответчиком условиями.
Сам договор содержит все существенные условия, предусмотренные ГК РФ.
Фактом заключения договора страхования является: - подписание истцом договора страхования с подтверждением о принятии от ответчика договора страхования, получении полисных условий страхования по программе страхование заемщиков потребительских кредитов от несчастных случаев и болезней, об ознакомлении с ними и согласии со всеми пунктами без исключения; - оплата истцом страхового взноса в сумме *** рубль ** копейки, что не оспаривалось представителем ответчика; - отсутствие со стороны истца письменных разногласий по заключению договора страхования на иных условиях.
Суд находит, что страховая компания надлежащим образом выполнила все обязательства по оформлению договора страхования, также страховая компания несла риск по страховому обеспечению в течение его действия. Кроме того, условия договора сторонами выполнялись, ни ответчик, ни истец не оспаривают факт оплаты страховой премии.
Возможность досрочного расторжения договора страхования регламентирована положениями ст. 958 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 приведенной нормы договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. К таким обстоятельствам, в частности, относятся гибель застрахованного имущества по причинам иным, чем наступление страхового случая, и прекращение в установленном порядке предпринимательской деятельности лицом, застраховавшим предпринимательский риск или риск гражданской ответственности, связанной с этой деятельностью.
Если договор страхования досрочно прекращен по указанным обстоятельствам, страховщик имеет право только на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование (п. 3 ст. 958 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Истец, обращаясь в суд с заявленными требованиями, ссылается на досрочное прекращение обязательств по кредитному договору.
Вместе с тем, досрочное погашение кредита не упоминается в п. 1 ст. 958 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве обстоятельства для досрочного прекращения договора страхования, в связи с наступлением которого у страховщика имеется право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование.
Досрочное погашение кредита не свидетельствует о том, что возможность наступления страхового случая (причинения вреда жизни заемщика) отпала, и существование страхового риска (риска причинения вреда жизни заемщика) прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай.
Следовательно, досрочное погашение кредита заемщиком не влечет досрочного прекращения договора личного страхования в соответствии с п. 1 ст. 958 Гражданского кодекса Российской Федерации, а значит, и последствий в виде возврата страхователю части страховой премии за неистекший период страхования.
Страхователь (заемщик), который досрочно погасил кредит, вправе отказаться от договора страхования. При этом по общему правилу он не вправе требовать возврата уплаченной по договору страховой премии. Часть страховой премии может быть возвращена страхователю только в том случае, если соответствующие положения содержатся в договоре страхования.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 958 ГК РФ при досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное.
Пунктом 7.3 Полисных условий страхования от *** года, установлено, что в случае досрочного исполнения Страхователем обязательств по кредитному договору, заключенному с Банком-кредитором, в полном объеме Договор страхования продолжает действовать до окончания срока страхования, а возврат уплаченной Страховой премии (взноса) не осуществляется.
Согласно п. 9.2.2 Полисных условий страхования от *** года установлено, что Страхователь имеет право расторгнуть Договор страхования письменным уведомлением Страховщика о расторжении Договора страхования путем предоставления такого уведомления Страховщику и с указанием даты досрочного прекращения Договора страхования, при этом указанная дата не может быть более ранней, чем дата такого уведомления или дата его вручения Страховщику, в зависимости от того, что произошло позднее. В случае расторжения Договора страхования по инициативе Страхователя, возврат уплаченной Страховой премии (взноса) не осуществляется, в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 958 ГК РФ.
Поскольку договором не предусмотрен возврат уплаченной страховой премии в случае досрочного исполнения в полном объеме заемщиком кредита обязательств по кредитному договору с Банком-кредитором, то у суда не имеется оснований для ее взыскания в заявленном истцом размере.
В связи с изложенным суд считает, что требования истца о возврате части страховой премии являются незаконными и необоснованными, а потому удовлетворению не подлежат. В связи с чем, как следствие не подлежат удовлетворению требования о взыскании неустойки, судебных расходов на представителя, компенсация морального вреда и штрафа.
Требования о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению, так как в нарушение ст.ст.12, 56 ГПК РФ, истцом не подтверждено причинение ему ответчиком физических или нравственных страданий.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
в удовлетворении исковых требований Жирнова А.В. к АО «***» о возврате части страховой премии, неустойки, судебных расходов, компенсации морального вреда и штрафа – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СУДЬЯ.