Гражданское дело № 2-2923/2017
Мотивированное решение суда изготовлено 31.07.2017.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 27 июля 2017 года
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе:
председательствующего Ворожцовой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Мамедовой А.А.,
при участии старшего помощника прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Кочневой Е.В., представителя ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области Воронова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о признании незаконным бездействия по ненадлежащему содержанию федерального имущества, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия по ненадлежащему содержанию федерального имущества, возложении обязанностей. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга совместно со специалистом отделения надзорной деятельности по Орджоникидзевскому району МО «г. Екатеринбург» ОНД и ПР МО «г. Екатеринбург» проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего сохранность и использование объекта гражданской обороны, расположенного по адресу: < адрес >, литер Е, подъезд 7. Данное защитное сооружение гражданской обороны встроенное убежище AV-< № > c инвентарным номером < № >, номер убежища < № >, находится в федеральной собственности, в собственность Свердловской области не передавалось, в реестре муниципального имущества не значится, также не передавалось в оперативное управление либо хозяйственное ведение какой-либо организации.
По результатам проверки выявлены нарушения, вследствие которых защитное сооружение гражданской обороны не может быть использовано по назначению и требует ремонта. В силу действующего законодательства обязанность по надлежащему содержанию, сохранению в состоянии готовности к использованию в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время объекта гражданской обороны в данном случае возложена на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области.
Бездействие ответчика в виде непринятия мер по надлежащему содержанию объекта гражданской обороны нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение возможности укрытия в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций. Для возможности обеспечения надлежащей эксплуатации защитного сооружения необходимо определить границы земельного участка, на котором находится сооружение.
В связи с изложенным, прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга просит суд признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, выразившееся в ненадлежащем содержании федерального имущества - защитного сооружения гражданской обороны ВУ AV-< № > инвентарный номер < № >, номер убежища < № >, реестровый номер федерального имущества < № > (< адрес >, литер Е, подъезд 7), в непринятии мер к установлению границ земельного участка, необходимого для его эксплуатации, регистрации права Российской Федерации на земельный участок.
Просит обязать ответчика устранить нарушения путем приведения защитного сооружения гражданской обороны ВУ AV-< № > инвентарный номер < № >, номер убежища < № >, реестровый номер федерального имущества < № > (< адрес >, литер Е, подъезд 7), в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно: < данные изъяты >; обеспечить постоянную готовность помещения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания в защитном сооружении гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, установить и согласовать со смежными землепользователями границы земельного участка, необходимые для эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны ВУ AV-< № > инвентарный номер < № >, номер убежища < № >, реестровый номер федерального имущества < № >, расположенного по адресу: < адрес >, литер Е, подъезд 7, и зарегистрировать право собственности на земельный участок.
В судебном заседании старший помощник прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Кочнева Е.В. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Суду пояснила, что строение, расположенное по адресу: < адрес >, является многоквартирным жилым домом.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области Воронов А.И. просил в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование своей правовой позиции указал, то собственник несет бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу действующего законодательства к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и к вопросам ведения городского округа относится решение вопросов организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны. На федеральные органы государственной власти не возложены полномочия по проведению мероприятий по гражданской обороне, в том числе по содержанию защитных сооружений гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию на территории субъекта Российской Федерации. Такая обязанность возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области является ненадлежащим ответчиком. Убежище находится в подвале многоквартирного жилого дома, следовательно, земельный участок, на котором расположен дом, находится в общей собственности всех собственников помещений, расположенных в этом доме, в том числе и Российской Федерации, выделение из него части и регистрации на нее права собственности исключительно за Российской Федерации является грубым нарушением положений жилищного законодательства и прав остальных собственников.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении слушания дела не ходатайствовал.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд, оценив все представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующему.
Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
В соответствии со статьей 2 данного Закона одними из основных задач в области гражданской обороны являются предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны относятся: убежище; противорадиационное укрытие; укрытие; специализированное складское помещение (место хранения); санитарно-обмывочный пункт; станция обеззараживания одежды; станция обеззараживания техники; иные объекты гражданской обороны.
Из положений пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 15.12.2002 № 583, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения гражданской обороны.
Согласно выписке из инвентаризационной ведомости убежищ гражданской обороны, находящихся на территории Свердловской области по состоянию на 30.04.2014, в качестве защитного учтено сооружение с инвентарным номером < № >, реестровым номером убежища < № >, расположенное по адресу: < адрес >, литер Е, подъезд 7, форма собственности - федеральная.
В выписке реестра федеральной собственности от 14.04.2017 < № > указано, что данное убежище в виде спец-подвала является собственностью Российской Федерации.
Таким образом, из материалов дела следует, что спорное защитное сооружениевключено в реестр федеральной собственности, то есть является собственностью Российской Федерации, в собственность Свердловской области, муниципалитета не передавалось, не передавалось в оперативное управление либо хозяйственное ведение какой-либо организации.
При таких обстоятельствах доводы ответчика о том, что указанное защитное сооружение гражданской обороны должно поддерживаться в состоянии постоянной готовности иными органами или организациями, несостоятельны, так как доказательств передачи защитного сооружения гражданской обороны кому-либо из них не представлено.
Доводы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о делегировании полномочий по содержанию спорного объекта органам государственной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления судом отклоняются.
В силу абзаца 4 статьи 7 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти.
Статьей 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне (абзац 5 пункта 1 статьи 8).
Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне (абзац 4 пункта 2 статьи 8).
Согласно пунктам 8-10 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», федеральные органы исполнительной власти: организуют создание объектов гражданской обороны; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Организации: создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Исходя из системного толкования вышеприведенных норм, суд приходит к выводу, что действующее законодательство, действительно, возлагает на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязанность по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию принадлежащие им защитные сооружения гражданской обороны, что, однако, не означает делегирования им обязанности по содержанию за счет собственных средств защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в собственности Российской Федерации.
Таким образом, к компетенции соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления относится поддержание в состоянии постоянной готовности тех защитных сооружений, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.
Поскольку спорное защитное сооружение гражданской обороны не находится в собственности субъекта Российской Федерации или муниципалитета, ответчиком не определена организация, обеспечивающая выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, следовательно, в силу вышеприведенных норм обязанность по поддержанию в состоянии постоянной готовности тех защитных сооружений, которые находятся в собственности Российской Федерации, возложена на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области.
Выполнение обязанности по принятию мер, направленных на сохранение защитного сооружения гражданской обороны, не противоречит компетенции ответчика, определенной Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432.
Задать вопрос юристу бесплатно
по страховым спорамБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В силу пункта 4 раздела I данного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации. Согласно пункту 4 раздела I Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 № 374, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением.
В соответствии со статьи 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 6 данного Закона, Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» установлено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет методическое руководство и контроль за созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны.
Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденный Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 21.07.2005 № 575, определяет требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны в мирное время; Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 15.12.2002 № 583, установлены требования к эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ, противорадиационных укрытий и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
Пунктом 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 21.07.2005 N 575, предусмотрено, что содержание защитного сооружения гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания защитного сооружения гражданской обороны в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию.
При этом необходимо обеспечить сохранность:
защитных свойств как защитного сооружения гражданской обороны в целом, так и отдельных его элементов;
герметизации и гидроизоляции всего защитного сооружения гражданской обороны;
инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения защитного сооружения гражданской обороны.
На основании пункта 3 приведенного Порядка при содержании защитного сооружения гражданской обороны в мирное время запрещается:
перепланировка помещений;
устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях;
нарушение герметизации и гидроизоляции;
демонтаж оборудования;
применение горючих строительных материалов для внутренней отделки помещений;
загромождение путей движения, входов в ЗС ГО и аварийных выходов;
оштукатуривание потолков и стен помещений;
облицовка стен керамической плиткой;
окрашивание резиновых деталей уплотнения, резиновых амортизаторов, хлопчатобумажных, прорезиненных и резиновых гибких вставок, металлических рукавов, табличек с наименованием завода изготовителя и техническими данными инженерно-технического и специального оборудования;
застройка территории вблизи входов, аварийных выходов и наружных воздухозаборных и вытяжных устройств ЗС ГО на расстоянии менее предусмотренного проектной документацией.
Как следует из сообщения отделения надзорной деятельности и профилактической работы МО «город Екатеринбург» УНД и ПР ГУ Министерства чрезвычайных ситуаций России по Свердловской области от 20.06.2017 < № >, в ходе проведения совместной с помощником прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга проверки защитного сооружения гражданской обороны 41.6243 на территории Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, а именно по адресу: < адрес >, выявлено, что: < данные изъяты >.
Таким образом, в рамках проверки установлено и не оспаривается ответчиком, что указанное защитное сооружение гражданской обороны находится в состоянии, непригодном для использования по прямому назначению.
Учитывая изложенное, суд, руководствуясь приведенными нормами права, оценив все представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу, что бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, выразившееся в ненадлежащем содержании федерального имущества, установлено.
Данным бездействием нарушаются требования к эксплуатации защитных сооружений, тем самым подвергаются угрозе права неопределенного круга лиц на обеспечение беспрепятственной возможности укрытия в защитном сооружении в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций.
Поскольку ответчиком не оспаривается, что данное защитное сооружение гражданской обороны до настоящего времени своего статуса не утратило и требует ремонтных работ по приведению его в надлежащее состояние, следовательно, прокурором обоснованно заявлено требование о приведении убежища в соответствие с указанными в нормах требованиями.
Относительно требования прокурора об обязании установить и согласовать со смежными землепользователями границы земельного участка, необходимые для эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, и о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, защитное сооружение гражданской обороны расположено в подвале многоквартирного жилого дома по адресу: < адрес >, литер Е, подъезд 7.
Согласно пункту 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
При таких обстоятельствах требование об установлении и согласовании со смежными землепользователями отдельно границ земельного участка, необходимого для эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, расположенного в многоквартирном жилом доме, и признании права собственности Российской Федерации на него в данном случае удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о признании незаконным бездействия по ненадлежащему содержанию федерального имущества, возложении обязанностей удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, выразившееся в ненадлежащем содержании федерального имущества - защитного сооружения гражданской обороны ВУ AV-< № > инвентарный номер < № >, номер убежища < № >, реестровый номер федерального имущества < № >, расположенного по адресу: < адрес >, литер Е, подъезд 7.
Возложить на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области обязанность устранить нарушения путем приведения защитного сооружения гражданской обороны ВУ AV-< № > инвентарный номер < № >, номер убежища < № >, реестровый номер федерального имущества < № >, расположенного по адресу: < адрес >, литер Е, подъезд 7, в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно: < данные изъяты >; обеспечить постоянную готовность помещения к переводу в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания в защитном сооружении гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Е.В. Ворожцова