ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
25 октября 2017 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска
в составе: Кирсановой Т.Б.
при секретаре Терентьевой Я.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозова А6 к ОАО «МРСК Сибири» о защите прав потребителя, -ОРОт О ДОСААФ России по Красноярсклому краю ртв
УСТАНОВИЛ:
Морозов А.И. обратился суд с иском к ответчику о защите прав потребителя, мотивировав свои требования тем, что 16 октября 2013 года между ним и ответчиком был заключен Договор № 20.2400.8137.13 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, согласно которому ответчик принял на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения его энергопринимающих устройств - жилого дома, в том числе по обеспечению готовности объектов электрохозяйства к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства, с учетом характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт, категория надежности 3, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 кВ. Он обязался оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями договора. Срок исполнения ответчиком обязательств был определен 6 месяцев. Он свои обязательства по внесению оплаты и технические условия выполнил, однако, ответчик нарушил условия договора и по настоящее время не осуществил технологическое присоединение. Просит возложить на ответчика обязанность осуществить технологическое присоединение энергопринимающего устройства для электроснабжения жилого дома по адресу: г. Красноярск, жилой район Цимлянская-Пригорная, земельный участок с кадастровым номером У не далее 25 метров от границ участка в течении 5 дней с момента вступления решения в законную силу; признать недействительным п. 5.4 договора 20.2400.8137.13 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 16 октября 2013 года в части ответственности ПАО «МРСК Сибири» за нарушение сроков исполнения обязательств в размере 0, 014 % от ставки рефинансирования ЦБ РФ; взыскать с ответчика неустойку за нарушение срока исполнения обязательств в соответствии со ст. 28 Закона о защите прав потребителей в размере 26565 рублей, компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей, штраф.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, в адрес суда направил отзыв, в котором просил назначить срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению в течении 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В силу ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства, а потому суд, с учетом мнения истца, полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, выслушав истца, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему:
В судебном заседании установлено, что истец, на основании договора аренды земельного участка № 1516 от 20 января 2008 года, с учетом дополнительного соглашения от 15 мая 2012 года № 2411, владеет земельным участком по адресу: Х с кадастровым номером У.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 22 апреля 2016 года, на указанном земельном участке истцом возведен и зарегистрирован в установленном порядке жилой дом, площадью 270 м?, с адресацией: Х.
В силу ст. 307, 309, 310 ГК РФ обязательства возникают из договоров, должны исполняться надлежащим образом и односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим.
Согласно ч. 1 ст. 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
По правилам ч. 1 ст. 27 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее «Закон о защите прав потребителей») исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.
Положениями ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Согласно п.3 и п. 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям ( утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 N 861), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
В судебном заседании установлено, что 16 октября 2013 года между сторонами был заключен Договор № 20.2400.8137.13 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, согласно которому ответчик принял на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения его энергопринимающих устройств заявителя - жилого дома, в том числе по обеспечению готовности объектов электрохозяйства к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства, с учетом характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт, категория надежности 3, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 кВ. Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора, т.е. до 17 апреля 2014 года.
Как следует из технических условий, которые являются неотъемлемой частью Договора технологического присоединения, сетевая организация обязалась осуществить: подготовку и выдачу технических условий; проверку выполнения технических условий; допуск в эксплуатацию расчетного прибора чета электроэнергии; фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств заявителя. Заявитель, в свою очередь, обязался осуществить ввод от точки присоединения по п. 7 до вводного коммутационного аппарата выполнить самонесущим изолированным проводом или кабелем в атмосферной изоляции сечением не менее 16 мм?, открыто, минуя чердаки, подвальные помещения и иные хозяйственные постройки в границах своего участка; установку н/в щита -0, 4 кВ с автоматическим выключателем на номинальный ток 25 А; организовать расчетный учет эл.энергии на границе разграничения балансовой принадлежности, в точке присоединения к эл.сетям филиала ОАО «МРСК Сибири – Красноярскэнерго»; предусмотреть установку приборов учета эл.энергии прямого включения с пределом измерений 5-50 (5-60) А, класса точности – 2, 0 и выше; прибор учета разместить в запирающем шкафу с окошком на уровне циферблата…
Срок действия технологических условий, согласно договору технологического присоединения, с учетом дополнительного соглашения от 1 марта 2016 года, составляет 5 года со дня заключения договора.
Истец свои обязательства по оплате расходов на технологическое присоединение в сумме 550 рублей выполнил.
В тоже время, в судебном заседании установлено, что ответчиком свои обязательства по технологическому присоединению не исполнены, что подтверждается пояснениями истца в судебном заседании, заявлениями истца в адрес ответчика от 2 октября 2015 года, от 15 января 2016 года, ответами ОАО «МРСК Сибири» от 22 октября 2015 года на обращение истца.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78При таких обстоятельствах, учитывая, что обязательства, в определенный договором, срок не исполнены и срок выполнения технологического присоединения сторонами не изменен, суд находит, что требования истца о возложении обязанности по исполнению обязательств по технологическому присоединению законны, обоснованны и подлежат полному удовлетворению.. В тоже, учитывая объемы работ, суд считает необходим установить срок на осуществление технологического присоединения – 3 месяца с даты вступления настоящего решения в законную силу.
В силу с ч. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Правилами ч. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно ч. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Положениями ч. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В соответствии п. 5.4 Договора технологического присоединения, в случае нарушения одной из сторон своих обязательств, такая сторона в течении 10 рабочих дней со дня наступления просрочки уплачивает другой стороне неустойку, рассчитанную как произведение 0, 014 ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на дату заключения договора, и общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки.
Данные положения договора дублируют положения, предусмотренные п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 861, согласно которому договор должен содержать следующие существенные условия: обязанность одной из сторон договора при нарушении ею сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней с даты наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения договора, и общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки.
Принимая во внимание, что ответственность за неисполнение обязательств по договору предусмотрена специальными положениями Постановления Правительства РФ, не противоречит действующему законодательству, суд не усматривает оснований для признания положений п. 5.4 Договора технологического присоединения недействительными.
При таких обстоятельствах, неустойка за нарушение сроков исполнения обязательств ответчиком за период с 17 апреля 2014 года по 13 сентября 2017 года, т.е. за 1246 дней, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ на день заключения договора 8, 25 % годовых, составит:
550 рублей х 0, 014 х 8, 25 % х 1246 дней = 797, 44 рубля, которые и подлежат взысканию с ответчика.
В силу ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Принимая во внимание, что бездействием ответчика истцу причинен моральный вред, суд находит, что требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального ущерба законны и обоснованны, однако, сумму в размере 100000 рублей находит завышенной и, с учетом всех обстоятельств дела, полагает необходимым и достаточным взыскать 5000 рублей.
В силу ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Как следует из разъяснений п. 46 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленным Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
При таких обстоятельствах, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в сумме 2898, 72 рубля.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При таких обстоятельствах, учитывая, что истцом, обратившимся с заявлением о защите прав потребителя, госпошлина при подаче заявления оплачена не была, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 700 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, гл. 22 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Возложить обязанность на ОАО "МРСК Сибири" осуществить в течении 3 месяцев с даты вступления решения в законную силу технологическое присоединение энергопринимающего устройства электрической энергии, установленного на объекте – жилого дома по адресу: Х, принадлежащего Морозову А7.
Взыскать с ОАО «МРСК Сибири» в пользу Морозова А8 неустойку в размере 797, 44 рубля, компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей, штраф в сумме 2898, 72 рубля, всего 8696, 16 рубля.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ОАО «МРСК Сибири» в доход местного бюджета госпошлину в сумме 700 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течении семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течении месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если таковое заявление подано, - в течении месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Т.Б.Кирсанова