Дело № 2-354/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 января 2017 года г. Волгоград
Кировский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Игнатовой Е.В.
при секретаре Абрамовой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шведкая Л.Е. к Обществу с ограниченной ответственностью «ОРИОН» о взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Шведкая Л.Е. обратилась в суд с иском к ООО «ОРИОН» о взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда. Свои требования мотивирует тем, что <ДАТА> между ООО «Управляющая компания «Квартстрой» и Шведкая Л.Е. был заключен договор № уступки права требования и перевода обязанностей, по условиям которого ей перешли в полном объеме права и обязанности, принадлежащие ООО «Управляющая компания «Квартстрой» по договору участия в долевом строительстве №-ВГ/КВ от <ДАТА> с ООО «ОРИОН». В соответствии с данным договором ООО «ОРИОН» обязался своими силами или с привлечением других лиц построить жилой <адрес> составе комплекса «Многоэтажная жилая застройка на земельном участке по <адрес> и передать дольщику двухкомнатную <адрес>, общей площадью 53,24 кв.м. не позднее <ДАТА>. Обязательства по уплате стоимости квартиры истец исполнила. Однако, ответчик сроки передачи объекта нарушил, до настоящего времени дом в эксплуатации не сдан. В ноябре 2016 года в адрес ООО «ОРИОН» была направлена претензия с требованием о добровольной выплате неустойки, которая осталась без удовлетворения
Истец Шведкая Л.Е. в судебном заседании поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «ОРИОН» ХЕГ, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, а в случае их удовлетворения просила взыскать компенсацию морального вреда с учетом разумности и справедливости и применить ст. 333 ГК РФ при взыскании неустойки.
Суд, выслушав стороны, проверив и исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащим ему.
Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Исходя из ст. 1, ч. 1 и 2 и 27, ч. 2 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", данный Федеральный закон регулирует основанные на договоре долевого участия в долевом строительстве отношения, связанные с привлечением денежных средств, в частности, граждан для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после его вступления в силу.
Частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона установлено, что по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 6 названного Закона на застройщика возложена обязанность передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором.
Часть 2 указанной статьи устанавливает, что в случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства, застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пени) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки. Если участником долевого строительства является гражданин, указанная неустойка (пени) уплачивается застройщиком в двойном размере.
В судебном заседании установлено, что <ДАТА> между ООО «Управляющая компания «Квартстрой» и ООО «ОРИОН» был заключен договор №-ВГ/КВ участия в долевом строительстве жилого <адрес> составе комплекса «Многоэтажная жилая застройка по <адрес>, согласно которого застройщик обязался в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) <адрес> составе комплекса «Многоэтажная жилая застройка на земельном участке по <адрес> и после получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию передать дольщикам квартиру, а дольщики обязуются принять долевое участие в строительстве указанного жилого дома, уплатить обусловленную цену договора и в сроки, установленные настоящим договором, принять квартиру по акту приема-передачи (п.1.1, л.д.24-36).
Согласно п. 1.1. договора участия в долевом строительстве №-ВГ/КВ от <ДАТА> размер денежных средств, подлежащих уплате дольщиками по настоящему договору для строительства жилого дома составляет 1 066 600 рублей.
В соответствии с п. 3.2 договора, дольщик перечисляет на расчетный счет или вносит в кассу застройщика денежные средства, указанные в п.3.1 настоящего договора.
Обязательства по оплате договора участия в долевом строительстве жилья №-ВГ/КВ от <ДАТА>, ООО «Управляющая компания «Квартстрой» были исполнены в полном объеме, что подтверждается справкой ООО «ОРИОН» от <ДАТА> (л.д.11).
Согласно п. 2.1. указанного договора, срок передачи застройщиком квартир, указанной в договоре, дольщикам составляет 2 квартал 2015 года.
Согласно договора № уступки права требования и перевода обязанностей от <ДАТА>, ООО «Управляющая компания «Квартстрой» (сторона 1) уступает, а Шведкая Л.Е. (сторона 2) принимает в полном объеме права и обязанности, принадлежащие стороне 1 как дольщику по договору №-ВГ/КВ участия в долевом строительстве от <ДАТА> в части относящейся только к конкретной <адрес> состоящей из 2 комнат, расположенной на 7 этаже жилого <адрес> общей площадью 53,24 кв.м. в составе комплекса «Многоэтажная жилая застройка по <адрес> (п. 1.1, 1.2, л.д.14-18).
Судом установлено, что ответчик в соответствии с требованиями ФЗ «О защите прав потребителя» не исполнил своих обязательств по договору в установленный договором срок, <адрес> по адресу: <адрес> до настоящего времени Шведкая Л.Е. не передана, что не оспаривается сторонами.
Каких-либо дополнительных соглашений к названному договору о переносе сроков сдачи в эксплуатацию жилого дома, в котором расположена приобретенная квартира, и передачи квартиры истцу, сторонами заключено не было.
Шведкая Л.Е. обращалась к ответчику с претензией о перечислении в ее адрес неустойки за нарушение срока передачи объекта долевого участия, которая была оставлена без удовлетворения (л.д.8-9).
Принимая во внимание, что ответчик нарушил свои обязательства по договору участия в долевом строительстве жилья №-ВГ/КВ от <ДАТА>, не передав в установленный договором срок квартиру истцу, суд приходит к выводу о том, что Шведкая Л.Е. вправе требовать взыскания в ее пользу неустойки за нарушение сроков передачи объекта долевого строительства, поскольку указанное право прямо предусмотрено вышеприведенными положениями закона.
Согласно расчета истца, неустойка за нарушение сроков сдачи квартиры составляет 304 460 рублей 97 копеек (1 066 600 рублей– стоимость квартиры х 8,25% (размер ставки рефинансирования, действующий на дату подачи искового заявления в суд) /300 х 519 дней (количество дней просрочки) х 2.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о взыскании с ООО «ОРИОН» неустойки за нарушение сроков сдачи квартиры в размере 304 460 рублей 97 копеек.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Ответчиком заявлено об уменьшении неустойки, подлежащей взысканию и о её явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства.
В соответствии со ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 2 Определения 263-О от <ДАТА>, положения п. 1 ст. 333 ГК РФ содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба.
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Следовательно, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.
По смыслу названной нормы закона уменьшение неустойки является правом суда. Наличие оснований для снижения и определение критериев соразмерности определяются судом в каждом конкретном случае самостоятельно, исходя из установленных по делу обстоятельств.
Пунктом 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <ДАТА> №кого кодекса Российской Федерации", при разрешении вопроса об уменьшении неустойки необходимо иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Учитывая, что степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, только суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела.
При определении суммы неустойки с учетом положений ст. 333 ГК РФ, должны быть учтены все существенные обстоятельства дела, в том числе, степень выполнения обязательств должником, длительность допущенной ответчиком просрочки нарушения обязательства, последствия нарушения обязательства, размер неустойки, а также компенсационная природа неустойки.
Проанализировав в совокупности характер возникших между сторонами правоотношений и степень виновности ответчика, принимая во внимание период допущенной ответчиком просрочки, последствия нарушения обязательств, размер причиненного ущерба, исходя из принципа компенсационного характера любых мер ответственности, суд полагает размер неустойки соразмерен последствиям нарушения обязательств.
В связи с изложенным, суд не принимает во внимание ходатайство ответчика о снижении размеров неустойки в соответствии со ст. 333 ГК РФ.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ компенсация морального вреда является одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно ч. 1 ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу ст. 15 Закона РФ от <ДАТА> № «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Таким образом, в случае установления факта нарушения прав потребителя, компенсация морального вреда осуществляется независимо от причинения физических и нравственных страданий, обуславливающих возможность компенсации такого вреда в рамках ст. 151 ГК РФ.
В соответствие с п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от <ДАТА> "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Принимая во внимание, что при заключении договора в долевом строительстве жилья №-ВГ/КВ от <ДАТА> Шведкая Л.Е. рассчитывала на его исполнение ответчиком в установленные сроки, нарушение ООО «ОРИОН» срока строительства дома, сдачи его в эксплуатацию и передачи истцу квартиры безусловно свидетельствует о нарушении прав и законных интересов последней в области защиты прав потребителя.
При таких обстоятельствах суд считает возможным взыскать с ООО «ОРИОН» в пользу Шведкая Л.Е. компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей.
Согласно ч. 6 ст. 13 Закона РФ от <ДАТА> № «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В соответствие с п.46 Постановления Пленума Верховного суда РФ № от 28.06.2012г. «О рассмотрении ссудами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
Поскольку выплата истцу суммы неустойки ответчиком не была произведена в добровольном порядке, суд считает необходимым применить указанное положение закона и разъяснения, содержащиеся в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА> № "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", и взыскать с ООО «ОРИОН» в пользу истца штраф исходя из суммы присужденной в ее пользу в размере 153 230 рублей 48 копеек (304 460 рублей 97 копеек + 2 000 рублей: 2).
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, с ООО «ОРИОН» подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет <адрес> в размере 6 244 рубля 61 копейка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Шведкая Л.Е. к Обществу с ограниченной ответственностью «ОРИОН» о взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ОРИОН» в пользу Шведкая Л.Е. неустойку в размере 304 460 рублей 97 копеек, компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей, штраф в размере 153 230 рублей 48 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований Шведкая Л.Е. к Обществу с ограниченной ответственностью «ОРИОН» о компенсации морального вреда отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ОРИОН» государственную пошлину в доход административного округа город-герой Волгоград в размере 6 244 рубля 61 копейка.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд <адрес>.
Судья Е.В. Игнатова