Дело № 2-3290/2017 13 сентября 2017 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Кавлевой М.А.,
при секретаре Фитиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончаровой Е.Ю. к ООО «Ленстрой» о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Гончарова Е.Ю. обратилась в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ООО «Ленстрой» о взыскании неустойки за нарушение срока передачи объекта долевого строительства в размере 104 435,56 рублей, компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, штрафа в размере 50% от присужденной суммы, расходов на оплату юридических услуг в размере 30 000 рублей, ссылаясь в обоснование требований на то обстоятельство, что 29 января 2016 года заключила с ответчиком договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома <№>, по условиям которого ответчик обязался в срок до 31 декабря 2016 года передать истцу по акту приема-передачи двухкомнатную квартиру под условным номером <№>, расположенную по адресу: <адрес>, обязательство по оплате договора в размере 3 333 050 рублей было исполнено истцом в полном объеме. В нарушение условий договора квартира была передана ответчиком истцу актом приема-передачи от 16 февраля 2017 года, в связи с чем период нарушения срока передачи объекта долевого строительства составил с 01 января 2017 года по 16 февраля 2017 года (47 дней).
Представитель истца Гончаровой Е.Ю. в судебное заседание явился, исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ООО «Ленстрой» в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований возражал, поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве на исковое заявление.
Выслушав объяснения сторон, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 29 января 2016 года между ООО «Ленстрой» и Гончаровой Е.Ю. был заключен договор <№> участия в долевом строительстве жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <№>, расположенном по адресу: <адрес>, по условиям которого застройщик обязался в предусмотренный договор срок построить жилой многоквартирный дом на указанном земельном участке и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию дома передать участнику долевого строительства двухкомнатную квартиру с условным номером <№>, расположенную на <данные изъяты> /л.д. 8-19/.
Обязательство по оплате предусмотренного договором долевого взноса с учетом увеличения площади квартиры в размере 3 333 050 рублей было исполнено истицей, что подтверждается представленными в материалы дела платежными документами /л.д. 20-22/ и ответчиком не оспаривается.
Разрешение на ввод в эксплуатацию вышеуказанного многоквартирного дома было получено ответчиком 16 января 2017 года.
16 февраля 2017 года между ООО «Ленстрой» и Гончаровой Е.Ю. был подписан акт приема-передачи квартиры /л.д. 23/.
15 апреля 2017 года истица обратилась к ответчику с претензией о выплате неустойки за нарушение срока передачи объекта долевого строительства, в ответе на претензию ответчик указал, что на момент передачи истцу квартиры установленный договором срок еще не наступил, в связи с чем оснований для выплаты неустойки не имеется /л.д. 24-27/.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об участии в долевом строительстве) по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
В силу ч. 2 ст. 6 названного Закона в случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пени) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки. Если участником долевого строительства является гражданин, предусмотренная настоящей частью неустойка (пени) уплачивается застройщиком в двойном размере.
Согласно п. 23 Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04 декабря 2013 года), в случае передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства с нарушением предусмотренного договором срока период просрочки исполнения обязательства застройщика определяется днем, следующим после указанного в договоре дня, с которым связывается исполнение этого обязательства (окончание указанного в договоре срока исполнения обязательства застройщика), с одной стороны, и днем подписания передаточного акта (иного документа о передаче квартиры застройщиком участнику долевого строительства) - с другой стороны.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с учетом положений пунктов 5.1.4, 6.3 договора участия в долевом строительстве квартира должна была быть передана истцу ответчиком не позднее 31 декабря 2016 года, то есть по истечению шести месяцев с момента окончания строительства (2 квартал 2016 года).
Вместе с тем, в соответствии с пп. 6.3 заключенного между сторонами договора участия в долевом строительстве застройщик обязан передать объект долевого строительства участнику долевого строительства в срок не позднее 6 месяцев с момента получения застройщиком в установленном порядке разрешения на ввод дома в эксплуатацию в соответствии с пп. 5.1.4 настоящего договора, застройщик может выполнить свои обязательства по передаче объекта долевого строительства досрочно.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно пп. 5.1.4 договора застройщик обязан обеспечить строительство дома и ввод дома в эксплуатацию в срок, установленный документами, перечисленными в п.2.2 настоящего договора (с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии с проектной декларацией плановый срок окончания строительства дома – 2 квартал 2016 года. Предполагаемый срок получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию – 6 месяцев после окончания строительства объекта.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 4 Закона об участии в долевом строительстве договор участия в долевом строительстве должен содержать указание на срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства, который является существенным условием договора.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона об участии в долевом строительстве застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором и должен быть единым для участников долевого строительства, которым застройщик обязан передать объекты долевого строительства, входящие в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости или в состав блок-секции многоквартирного дома, имеющей отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, за исключением случая, установленного частью 3 настоящей статьи.
В силу статьи 8 Закона об участии в долевом строительстве передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемым сторонами передаточному акту или иному документу о передаче (часть 1). Передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (часть 2).
Как указано в части 3 статьи 8 Закона об участии в долевом строительстве, после получения застройщиком в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости застройщик обязан передать объект долевого строительства не позднее предусмотренного договором срока. При этом не допускается досрочное исполнение застройщиком обязательства по передаче объекта долевого строительства, если иное не установлено договором.
Таким образом, по смыслу статьи 8 Закона об участии в долевом строительстве, именно получение разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию определяет начало течения срока передачи объекта участнику долевого строительства, нарушение которого влечет за собой ответственность, предусмотренную Законом об участии в долевом строительстве.
На основании изложенного, исчисление истцом срока передачи объекта участнику долевого строительства с даты планируемого срока завершения строительства, не совпадавшей с датой получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, противоречит условиям договора участия в долевом строительстве, заключенного между сторонами.
Указанные выводы согласуются с позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной определении от 04 июля 2017 года N 78-КГ17-37, а также в Обзоре судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 июля 2017 года.
Доводы истца о том, что исчисление срока передачи объекта долевого строительства с момента получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию ведет к нарушению прав и законных интересов участника долевого строительства вследствие несвязанности застройщика конкретным сроком исполнения обязательства, являются несостоятельными, поскольку из условий заключенного сторонами договора следует, что получение разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию не является единственным условием о сроке, применяется во взаимосвязи с условием пункта 5.1.4 договора о сроке строительства и планового срока получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно положениям статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Исходя из буквального толкования пунктов 5.1.4 и 6.3 договора застройщик обязался передать истцу квартиру не позднее 30 июня 2017 года, но не позже шести месяцев с момента получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию.
Подобного рода определение срока исполнения обязательства в зависимости от обстоятельства, которое наступит раньше, нормам гражданского права не противоречит.
На основании изложенного, поскольку объект долевого строительства был передан истцу по акту приема-передачи 16 февраля 2017 года, то есть не позднее предусмотренного договором срока (30 июня 2017 года) и не позднее шести месяцев с даты фактического получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома (16 января 2017 года), суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Гончаровой Е.Ю. в части взыскания с ООО «Ленстрой» неустойки, предусмотренной ч. 2 ст. 6 Закона об участии в долевом строительстве.
Поскольку в ходе рассмотрения дела обстоятельств нарушения прав истицы как потребителя не установлено, в удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки отказано, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов также не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Гончаровой Е.Ю. к ООО «Ленстрой» о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 18 сентября 2017 года.