Дело № 2- 1715/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Ульяновск 07 июня 2017 года
Засвияжский районный суд г.Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Колбиновой Н.А.,
при секретаре Харитоновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального унитарного предприятия «Ульяновскэлектротранс» к Кайзер Н.А. о взыскании задолженности по договору на профессиональное обучение за счет организации,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие «Ульяновскэлектротранс» обратилось в суд с иском к Кайзер Н.А. о взыскании задолженности по договору на профессиональное обучение за счет организации. Исковые требования мотивированы тем, что 16.08.2016 г. между МУП «Ульяновскэлектротранс» и Кайзер Н.А. был заключен договор № на профессиональное обучение за счет организации по профессии «Водитель городского электротранспорта» (трамвай). Согласно п.2.1.2 договора стоимость затрат на обучение составила 149 075 рублей 42 копейки. В соответствии с п. 1.2 договора учащийся по окончании обучения обязуется проработать в соответствии с полученной профессией (специальностью) в организации не менее 3 (трех) лет. Пунктом 3.1.2 договора предусмотрена ответственность ученика за невыполнение обязательств по договору – при расторжении трудового договору до истечения срока, установленного в п.1.2 договора (3 года) по инициативе учащегося (ст. 80 ТК РФ). В соответствии с приказом №-у от 02.08.2016 г. Кайзер Н.А. была зачислена на обучение водителем трамвая; приказом №-у от 02.08.2016 г. она была направлена на учебную практику с 03.08.2016 г. Ответчик была принята 16.12.2016 г. на работу водителем трамвая согласно приказу № от 14.12.2016 г. МУП «Ульяновскэлектротранс» в полном объеме исполнены обязательства по договору от 16.08.2016 г. №. 03 февраля 2017 г. Кайзер Н.А. уволилась по собственному желанию. Поскольку в нарушение договора ответчиком не возмещена истцу стоимость затрат на обучение в размере 142 268 рублей 32 копейки, истцом в адрес ответчика была направлена претензия о возмещении стоимости затрат на обучение. Факт направления претензии о возмещении стоимости затрат подтверждается квитанцией от 06.03.2017 г. Однако ответчик проигнорировал требование истца и до настоящего времени не возместил
указанные затраты. Таким образом, исходя из условий указанного договора, ответчик не исполнил обязанность по возмещению истцу затрат на обучение, стоимость которых составила 142 268 рублей 32 копейки. Истец просит суд взыскать с ответчика в пользу истца в возмещение произведенных затрат на обучение 142 268 рублей 32 копейки, расходы по оплате госпошлины в размере 4 045 рублей 37 копеек.
Судом в качестве третьего лица по делу привлечена Государственная инспекция труда по Ульяновской области.
В судебном заседании представитель истца МУП «Ульяновскэлектротранс» - Горбунова Т.К., действующая на основании доверенности, исковые требования уточнила, суду пояснила, что в связи с допущенными ошибками при составлении текста иска, текст искового заявления подлежит уточнению. Согласно Приложению № 1 к договору, утвержденному от 18.07.2016 г. директором МУП «Ульяновскэлектротранс» (вместо п.2.1.2 вышеуказанного договора) стоимость затрат на обучение составляет 149 075 рублей 42 копейки. В соответствии с ч. 7 п.4.3 (вместо п.1.2) договора учащийся по окончании обучения и прохождения стажировки должен заключить основной трудовой договор с предприятием и проработать на предприятии не менее 3 (трех) лет по профессии, полученной в соответствии с настоящим договором. Согласно п.4.3.1 (вместо п.3.1.1) договора ответчиком не возмещена истцу стоимость затрат на обучение в размере 142 268 рублей 32 копейки. Истец просит суд взыскать с ответчика в пользу истца в возмещение произведенных затрат на обучение 142 268 рублей 32 копейки, расходы по оплате госпошлины в размере 4 045 рублей 37 копеек. В целом. привела доводы, аналогичные изложенным в иске, в письменных возражениях на отзыв.
В судебном заседании ответчик Кайзер Н.А. исковые требования не признала. Суду пояснила, что она не согласна с суммой указанной в ученическом договоре, которая составляет 149 075 рублей 42 копейки, так как обучение происходило на базе предприятия. Обращение в адрес работодателя с заявлением об увольнении было обусловлено невозможностью продолжения работы в связи с ухудшением состояния здоровья. Во время прохождения предрейсовых медицинских осмотров выявлялось высокое <данные изъяты>. Ввиду этого, ответчику было выдано направление на повторное прохождение медицинского осмотра. 27.11.2016 г. у Кайзер Н.А. было зафиксировано высокое давление, о чем имеется запись в медицинской карте, однако она продолжала работать, на больничный в связи с <данные изъяты>, в период работы у истца, она не уходила.
В судебном заседании представитель ответчика Кайзер Н.А. по устному ходатайству – Кузьмин Е.А. доводы, изложенные ответчиком, поддержал. Также пояснил, что при обращении с заявлением об увольнении ответчиком работодателю были изложены обстоятельства, препятствующие продолжению работы по приобретенной специальности. Ответчик ставил работодателя в известность о плохом состоянии здоровья и невозможности ввиду заболевания <данные изъяты> осуществлять работу по приобретенной профессии.
Представитель третьего лица по делу - Государственная инспекция труда по Ульяновской области в судебном заседании не присутствовал, о месте и времени рассмотрения дела, извещались.
Заслушав представителя истца МУП «Ульяновскэлектротранс» - Горбунову Т.К., ответчика Кайзер Н.А. и ее представителя по ходатайству - Кузьмина Е.А., заслушав свидетелей начальника планово-экономического отдела - Якимёнок Р.Э., допрошенной по расчету стоимости затрат на обучение по профессии «водитель трамвая», выслушав свидетеля ФИО5 допрошенной по порядку прохождения обучения по профессии «водитель трамвая», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннего изменения его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В силу ст. 198 ТК РФ работодатель – юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации – ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или о отрывом от работы.
В соответствии со ст. 207 ТК РФ в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Судом установлено, что 16.08.2016 г. между МУП «Ульяновскэлектротранс» и Кайзер Н.А. был заключен ученический договор на профессиональное обучение № за счет организации по профессии «водитель трамвая» с целью его дальнейшего трудоустройства на предприятии.
Согласно п.п. 7 п. 4.3 указанного договора учащийся после окончания и прохождения стажировки должен заключить основной трудовой договор с предприятием и проработать на предприятии не менее 3 (трех) лет по профессии, полученной в соответствии с настоящим договором.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с п. 4.3.1 ученик обязан полностью возместить предприятию понесенные на его обучение и стажировку расходы в размере, согласно Приложению № 1.
Согласно представленному истцом расчету, стоимость затрат на обучение по профессии «водитель трамвая 3 класса» на одного человека составляет в размере 149 075 рублей 42 копейки.
Судом установлено, что после успешного окончания обучения с Кайзер Н.А. был заключен трудовой договор 18.10.2016 г. № по полученной специальности в Северное трамвайное депо учеником водителя трамвая.
16.12.2016 г. Кайзер Н.А. принята на работу водителем трамвая на основании приказа от 14.12.2016 г. №-л/с и в соответствии п.п. 7 п. 4.3 указанного
договора на профессиональное обучение за счет организации обязана была с этой даты отработать три года.
В период с 16.12.2016 г. по 03.02.2017 г. ответчик работала водителем трамвая в депо № 1 МУП «Ульяновскэлектротранс».
По результатам проведенного периодического медицинского осмотра (обследования) ООО «<данные изъяты>» от 18.10.2016 г. медицинские противопоказания к работе с вредными и/или опасными веществами и производственными факторами Кайзер Н.А. не имеет. Годна в своей настоящей профессии (водитель трамвая).
Кайзер Н.А. уволилась по собственному желанию согласно приказу №-л/с от 30.01.2017 г. с 03 февраля 2017 года.
Согласно ст. 249 ТК РФ в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Согласно представленному истцом расчету суммы возмещения затрат на обучение ответчика Кайзер Н.А. по договору на профессиональное обучение за счет организации от 16.08.2016 г. № сумма, подлежащая возмещению пропорционально не отработанному времени составляет 142 268 рублей 32 копейки.
Суд принимает представленный истцом расчет суммы возмещения затрат на обучения ответчика, в размере 142 268 рублей 32 копейки.
Доказательств иного, суду не представлено.
Учитывая установленные по делу обстоятельств, представленные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного по делу иска о взыскании с Кайзер Н.А. в пользу МУП «Ульяновскэлектротранс» стоимости обучения в размере 142 268 рублей 32 копейки.
Доводы ответчика Кайзер Н.А. и ее представителя Кузьмина Е.А. о том, что ответчик ставил работодателя в известность о плохом состоянии здоровья и невозможности работы по профессии водитель трамвая в связи с заболеванием «гипертония», суд не принимает во внимание.
Материалами дела установлено, что по результатам проведенного периодического медицинского осмотра (обследования) ООО «<данные изъяты>» от 18.10.2016 г. медицинские противопоказания к работе с вредными и/или опасными веществами и производственными факторами Кайзер Н.А. не имеет. Годна в своей настоящей профессии (водитель трамвая). В период работы на предприятии МУП «Ульяновскэлектротранс» на больничном листе не находилась. Представленная ответчиком в судебное заседание справка от терапевта городской поликлиники № о том, что Кайзер Н.А. установлен диагноз <данные изъяты> была выдана Кайзер Н.А. 24.03.2017 г., то есть после увольнения с предприятия МУП «Ульяновскэлектротранс».
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере 4 045 рублей 37 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования муниципального унитарного предприятия «Ульяновскэлектротранс» к Кайзер Н.А. о взыскании задолженности по договору на профессиональное обучение за счет организации удовлетворить.
Взыскать с Кайзер Н.А. в пользу муниципального унитарного предприятия «Ульяновскэлектротранс» расходы по договору на профессиональное обучение за счет организации в размере 142 268 рублей 32 копейки, расходы по госпошлине в размере 4 045 рублей 37 копеек.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.А. Колбинова