<данные изъяты> дело № 2-1791/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2017 года г. Казань
Кировский районный суд г. Казани в составе председательствующего судьи Морозова В.П., при секретаре судебного заседания Шакировой А.Р.,
с участием представителей ответчиков Поликарповой К.Е. и Хищенко Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сычевой А.Э. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан о взыскании компенсации морального вреда и возмещении вреда здоровью,
УСТАНОВИЛ:
Сычёва А.Э. обратилась с иском к Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании компенсации морального вреда, и возмещения вреда здоровью, указав в обоснование требований, что были нарушены условия ее содержания в Федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан (далее — ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РТ) где она содержалась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без условий установленных для сотрудников судебной системы: в камерах в общей массе спецконтингента ее оскорбляли за то, что она являлась бывшим сотрудником суда, ее жизнь и здоровье подвергалось опасности; из-за отсутствия карантинного отделения вновь прибывших помещались в общие камеры, в связи с чем возникала угроза ее здоровью из-за возможности заражения инфекционным заболеванием, в ноябре 2014 года в камеру №, где она содержалась, поместили женщину с открытой формой туберкулеза в связи с чем она была вынуждена применять сильнодействующий препарат «тубазид», что пагубно повлияло на ее здоровье и привело к побочным действиям, после чего ее родственники были вынуждены приобретать лекарственные средства для нее за свой счет. Указанное в совокупности причинило истцу моральный вред, компенсацию которого она оценила в <данные изъяты> рублей, и вред здоровью в размере <данные изъяты> рублей.
Истец надлежаще извещена о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя своего не направила.
Представитель ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РТ Поликарпова К.Е. требования Сычёвой А.Э. не признала, считает их не подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан (далее — УФСИН по РТ) Хищенко Д.В. исковые требования Сычёвой А.Э. не признал, считает их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ст.17 Конституции РФ). Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 3 Конвенции от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав человека и основных свобод» никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В развитие перечисленных выше конституционных и международных норм Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей (статья 4); подозреваемые и обвиняемые имеют, в частности, право на материально-бытовое обеспечение, на восьмичасовой сон в ночное время (статья 17); подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место, норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (статья 23).
В соответствии с п. 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, камеры СИЗО оборудуются столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере, шкафом для продуктов, напольной чашей (унитазом), умывальником.
Согласно п. 10 ст. 10 УИК РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказания.
Исходя из норм Конституции РФ, Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ N 5487-1, Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 640/190, а также положений ст.ст. 150, 151, 1064, 1069, 1101 ГК РФ для возложения обязанности по возмещению вреда, причиненного здоровью, в том числе и морального, необходимо наличие совокупности следующих условий: наличие вреда, противоправный характер поведения причинителя вреда, причинная связь между противоправным поведением и наступившими вредными последствиями, вина причинителя вреда. Отсутствие хотя бы одного из вышеуказанных элементов исключает возможность применения к ответчику ответственности в виде возмещения вреда.
Как установлено в ходе судебного следствия Сычёва А.Э. содержалась в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РТ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Рассмотрение предложений, заявлений и жалоб (письменных, устных) подозреваемых и обвиняемых регламентировано приказом Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № ДСП «Об утверждении инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в СИ и тюрьмах УИС, и пункта 91 главы IX приказа МЮ РФ № «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС».
В судебном заседании установлено, что Сычёва А.Э. за период содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РТ согласно Журналу учета регистрации,- жалоб и заявлений от нее на психологическое давление, притеснения, оскорбления и физическое насилие со стороны сокамерников, как в устной, так и в письменной форме в адрес администрации учреждения не поступало.
При таком положении, доводы Сычёвой А.Э. о том, что весь период пребывания ее в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РТ ей высказывались угрозы, ее жизнь и здоровье подвергалось опасности, она подвергалась притеснениям и оскорблениям со стороны сокамерников, несостоятельны.
Что касается доводов Сычёвой А.Э. о том, что она содержалась без условий установленных для сотрудников судебной системы, то согласно ст. 13 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» основанием для применения мер безопасности является заявление указанного лица.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости, отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся: -лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, службы судебных приставов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, военнослужащими и сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации; -по решению администрации места содержания под стражей либо по письменному решению лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других подозреваемых и обвиняемых;
Истец Сычева А.Э. к перечисленной категории лиц не относится, так как не имела статуса судьи, как следует из представленных материалов заявления от нее о наличии угроз в администрацию учреждения не поступало.
Согласно ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. В силу указанной статьи для возникновения у лица права на возмещение вреда необходимо наличие следующих условий: причинение лицу вреда, незаконность в действиях государственных органов или должностных лиц этих органов, а также причинно- следственная связь между причиненным вредом и незаконными действиями должностных лиц. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных выше условий является основанием отказа в удовлетворении заявленных требований. Обязательным условием для возмещения вреда является необходимость признания действий государственных органов либо должностных лиц этих органов незаконными в установленном порядке.
В соответствии с п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда"- при рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Согласно п.1 указанного Постановления- суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
С учетом представленных и добытых доказательств, суд приходит к выводу, что истцом не представлено доказательств причинения ей нравственных и физических страданий действиями (бездействием) сотрудников ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РТ, УФСИН по РТ, что является обязательным условием для компенсации морального вреда, и тем самым исковое требование о взыскании морального вреда удовлетворению не подлежит.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Истцом доказательств объективно подтверждающих вину Ответчиков в причинении вреда здоровью не представлено.
Как установлено в ходе судебного следствия Сычёва А.Э. при поступлении в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РТ указала на наличие в анамнезе гипертонической болезни с 2013 года, хронического пиелонефрита, мочекаменной болезни; за период содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РТ три раза обращалась за медицинской помощью из них два раза по поводу насморка и один раз с жалобой на головные боли.
Согласно Журнала передачи медикаментов,- от родственников Сычёвой А.Э. за период ее содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РТ двенадцать раз переданы лекарственные средства, данные медикаменты не являются препаратами для лечения туберкулеза, являются витаминами, противовирусными препаратами.
При таких обстоятельствах, суд находит доводы Сычёвой А.Э. о неблагоприятных последствиях для здоровья в результате нарушения условий содержания в ФКУ СИЗО-2 и ухудшением состоянием ее здоровья несостоятельными, кроме того, учитывая, что расходы по приобретению лекарственных средств несет лицо приобретающее их (передающее передачу), а не получатель, то факт причинения материального вреда имуществу истца отсутствует. Тем самым доводы Сычёвой А.Э. о затратах на лекарства объективного подтверждения не содержат.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что требования Сычёвой А.Э. о признании содержания ее в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РТ с нарушением условий установленных для сотрудников судебной системы в условиях подвергавших жизнь и здоровье опасности, а в условиях причинивших вред здоровью необоснованны и не подлежат удовлетворению, поскольку доводы истца не нашли своего подтверждения в ходе судебного следствия.
Следовательно, требование о взыскании компенсации морального вреда и возмещения вреда здоровью является необоснованными.
При таком положении, в удовлетворении исковых требований Сычевой А.Э. надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Сычевой А.Э. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан о взыскании компенсации морального вреда и возмещении вреда здоровью отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан, через Кировский районный суд города Казани, в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23.08.2017г.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
судья Кировского районного суда
города Казани В.П. Морозов