2-3720/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Уфа 28 сентября 2017 года
Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гималетдинова А.М.
при секретаре судебного заседания Суфиевой А.К.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Уфы Русановой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Насирова Р.Р. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Насиров Р.Р. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Насиров Р.Р. указывает следующее.
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 06 мая 2011 года уголовное дело и уголовное преследование в отношении Насирова Р.Р. в части обвинения в совершении преступления, предусмотренного п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ в умышленном убийстве с особой жестокостью на основании п. 2 ч. 1 ст. 24, п. 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.
В связи с незаконным и необоснованным уголовным преследованием по п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ истцу был причинен моральный вред, выраженный в нравственных страданиях.
По мнению истца причиненный ему вред будет компенсирован в случае выплаты ему компенсации в размере 5 000 000 рублей.
На основании изложенного, Насиров Р.Р. просит суд взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 5 000 000 рублей.
Истец Насиров Р.Р. отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 февраля 2013 года, содержится в ФКУ ИК – 9 УФСИН России по Республике Башкортостан, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации не явился, надлежащим образом извещен, причину не явки суду не сообщил.
Суд с учетом мнения помощника прокурора, на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и ответчика.
Помощник прокурора Ленинского района г. Уфы Республики Башкортостан Русанова О.А. полагала исковые требования являются завышенными, с учетом принципа разумности и справедливости подлежат частичному удовлетворению.
Выслушав заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Насирова Р.Р. к Министерству Финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Судом установлено, что приговором Верховного Суда Республики Башкортостан от 06 мая 2011 года Насиров Р.Р. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 3 ст. 163 УК РФ в редакции Федерального закона от 08 декабря 2003 года № 163-ФЗ, ч. 4 ст. 111 УК РФ в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 года № 26-ФЗ, п.п. «е, ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ в редакции Федерального закона от 21 июля 2004 года № 73-ФЗ, ч. 2 ст. 167 УК РФ, и подвергнут наказании в виде лишения свободы на 19 лет 6 месяцев.
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 06 мая 2011 года уголовное дело и уголовное преследование в части по обвинению Насирова Р.Р. в совершении преступления, предусмотренного п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ в умышленном убийстве с особой жестокостью на основании п. 2 ч. 1 ст. 24, п. 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.
В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ч. 2 ст. 136 УПК РФ иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с ч. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
При этом, согласно ч. 3 ст. 1099 и ст. 1100 ГК РФ если вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, то независимо от вины причинителя вреда и подлежащего возмещению имущественного вреда, гражданину осуществляется компенсация морального вреда.
Учитывая, что незаконное привлечение гражданина к уголовной ответственности умаляет широкий круг его прав и гарантий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, лица, имеющие право на реабилитацию, во всех случаях испытывают нравственные страдания, в связи с чем, факт причинения им морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Насиров Р.Р. был незаконно привлечен к уголовной ответственности по ч п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ, что устанавливается определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 мая 2011 года, суд находит исковые требования Насирова Р.Р. о взыскании в его пользу с казны Российской Федерации компенсации морального вреда обоснованными.
При этом, в соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, а ее размер определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Определяя размер компенсации морального вреда (физических и нравственных страданий), суд учитывает тяжесть, объем и количество незаконно предъявленных Насирову Р.Р. обвинений.
Принимая во внимание характер и степень перенесенных Насировым Р.Р. нравственных страданий в период незаконного уголовного преследования, а также фактические обстоятельства дела, требования разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации Насирову Р.Р. морального вреда в размере 18 000 рублей.
При таких обстоятельствах исковые требования Насирова Р.Р. о взыскании компенсации морального вреда подлежат частичном удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Насирова Р.Р. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Насирова Р.Р. компенсацию морального вреда в размере 18 000 (восемнадцати тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Уфы.
Председательствующий А.М. Гималетдинов