Дело № 2-1936/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июня 2017 года город Барнаул
Железнодорожный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Леонтьевой Т.В.,
при секретаре Хардиной В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Луговской Л.Ш.к. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Алтайскому краю», Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Алтайскому краю о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания
УСТАНОВИЛ:
Луговская Л.Ш.к. обратилась в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Алтайскому краю», Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Алтайскому краю, в котором просит взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование своих требований указала, что отбывала наказание в ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Условия содержания были бесчеловечны, практически не было отопления. На фоне холода она была вынуждена спать в куртке и сильно простыла, её болезнь прогрессировала, её госпитализировали. В связи с халатным отношением и бездействием сотрудников ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю» она получила стресс после операции, беспокойство за здоровье причинило ей моральные и нравственные страдания.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежаще, что подтверждается распиской, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю» Перфильева Н.С. иск не признала, поддержала письменные пояснения.
В судебном заседании представитель ответчика УФСИН России по Алтайскому краю, третьего лица ФСИН России Птицына М.С. полагала, что не имеется оснований для удовлетворения иска, письменные возражения поддержала.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года (далее Конвенция), требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдании в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Конвенции каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом: a) законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом; b) законное задержание или заключение под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом; c) законное задержание или заключение под стражу лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения; d) заключение под стражу несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное заключение под стражу, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом; e) законное заключение под стражу лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также законное заключение под стражу душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг; f) законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче.
Каждый, кто стал жертвой ареста или заключения под стражу в нарушение положений настоящей статьи, имеет право на компенсацию (ч. 5 ст. 5 Конвенции).
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
На основании ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию.
В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в следственных изоляторах в спорный период регламентировались Федеральным законом Российской Федерации от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста РФ от 14.10.2005 N 189.
Согласно Федеральному закону от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
В соответствии со ст. 15 указанного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право на личную безопасность в местах содержания под стражей, на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение.
Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками, вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (ст. 23 Закона).
В соответствии с п. п. 40, 42, 43, 44 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста РФ от 14.10.2005 N 189, камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, - только одноярусными кроватями); столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником, вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией. Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями (матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой); полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой; одеждой по сезону (при отсутствии собственной); книгами и журналами из библиотеки СИЗО. При отсутствии в камере водоногревательных приборов либо горячей воды, горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности. Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Луговская Л.Ш.к. содержалась в ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю» в камере №, которая
расположена на 4 этаже режимного корпуса № СИЗО-1.
При этом, при содержании истца Луговской Л.Ш.к. в ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю» суд не установил ненадлежащие условия содержания.
Напротив, при разрешении спора судом установлено и подтверждено материалами дела, что в период содержания Луговской Л.Ш.к. в ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю» ответчиком параметры микроклимата (температурный режим, вентиляционная система, влажность) в камерах соответствовали требованиям гигиенических нормативов.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно выписке из технического паспорта здания подсобного блока и режимного корпуса № Литер В,В1, отопление в здании режимного корпуса№ от собственной котельной, осуществляется на твердом топливе.
Согласно справке старшего инженера от ДД.ММ.ГГГГ камера №, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оборудована радиатором отопления, температурный режим в зимний период времени Соответствовал норме (не ниже +20°С). Относительная влажность находилась в диапазоне 30%-60%.
Камера №, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, оборудованы системой приточно-вытяжной вентиляции. Система приточно-вытяжной вентиляции смонтирована в соответствии с требованиями приказа Минюста России от 28.05.2001 №161-дсп «Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России», а именно п.14.14 и выполнена единообразно в виде короба по всему коридору корпуса и ответвлений от него в камеры, отсутствие ее в какой-либо отдельно взятой камере исключено. Удаление воздуха предусматривается через вытяжные каналы. Приточные и вытяжные отверстия располагаются в перегородках под потолком и ограждаются металлическими решетками. В учреждении установлены вентиляторы ВР 300-45-3/15, обеспечивающие циркуляцию воздуха в отдельно взятом камерном помещении в среднем 30 куб.м./час, что соответствует требованиям СНиП 41-01-2003 года. Вентиляция всегда находится в исправном состоянии, ее работоспособность контролируется как со стороны сотрудников отдела режима, так и со стороны коммунально-бытовой службы. В летний период дополнительно осуществляется естественная вентиляция камер (палат) за счет оконных фрамуг, оконные рамы не выставляются.
Соответствие влажности в камерах ГОСТу подтверждается актами проверок за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке начальника отдела транспорта, главного механика и энергетика аварийных ситуаций на энергетических объектах и инженерных коммуникациях не происходило, перебоев в электроснабжении, водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении и газоснабжении допущено не было.
Согласно справке начальника отдела коммунального бытового обеспечения при строительстве режимного корпуса № была смонтирована система вентиляции с оборудованием вентиляционной камеры в отдельном помещении. ДД.ММ.ГГГГ оборудование было технически исправно и функционировало.
Таким образом, суд приходит к выводу о надлежащих условиях содержания истца Луговской Л.Ш.к. в ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Ухудшения состояния здоровья истца за период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю в связи с температурным режимом и переохлаждениями не зафиксировано.
В соответствии со справкой врача (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ, Луговская Л.Ш.к. поступила в СИЗО-1, ДД.ММ.ГГГГ. При поступлении проведено обследование.
При поступлении в учреждение осмотрена дежурным фельдшером.
ДД.ММ.ГГГГ осмотрена врачами - специалистами.
ДД.ММ.ГГГГ в плановом порядке осмотрена врачом (данные изъяты), проведен забор анализов (согласно требованиям приказа Министерства здравоохранения и социального развития ФИО1 и Минюста России №640/190 от 17.10.2005 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу»).
ДД.ММ.ГГГГ осмотрена врачом (данные изъяты). Назначено амбулаторное лечение.
ДД.ММ.ГГГГ получены результаты исследований.
ДД.ММ.ГГГГ для проведения оперативного лечения был направлен запрос на госпитализацию в филиал больницы (данные иъяты). . Вопрос о госпитализации рассмотрен на заседании специальной комиссии по вопросу направления осужденных, подозреваемых, обвиняемых на лечение в ЛПУ и ЛИУ УИС ДД.ММ.ГГГГ, принято решение госпитализировать Луговскую Л.Ш. в <данные изъяты> отделение.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прошла обследование и лечение в <данные изъяты> отделении, ДД.ММ.ГГГГ проведена операция. .
За период содержания в СИЗО-1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Луговская Л.Ш. за медицинской помощью не обращалась. Диагноз <данные изъяты> не устанавливался. Признаки болезни выявлены при плановом осмотре и обследовании Луговской Л.Ш., с переохлаждением данное заболевание не связано. Ухудшения состояния здоровья истца за период содержания здоровья не зафиксировано.
<данные изъяты>
Таким образом, заболевания истца не связаны с охлаждением организма, оперативное медицинское вмешательство не являлось экстренным, было плановым, истец по вопросу переохлаждения за медицинской помощью не обращалась, в связи с чем заболевания истца не состоят в причинно-следственной связи с действиями (бездействием ответчика). Доказательств обратному не представлено.
Ходатайств о назначении медицинской экспертизы истец не заявляла, иных доказательств не представила, из представленных ответчиками в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, а именно копий медицинских документов следует, что в период содержания в СИЗО-1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Луговская Л.Ш. за медицинской помощью не обращалась. Диагноз <данные изъяты> пациентке не устанавливался. Признаки болезни при плановом осмотре и обследовании Луговской Л.Ш., с переохлаждением данное заболевание не связано. Ухудшения состояния здоровья истца за период содержания здоровья не зафиксировано.
Доказательств в подтверждение ненадлежащих условий содержания в СИЗО-1 истцом не представлено. При этом, судом предприняты исчерпывающие меры для оказания истцу содействия по получению доказательств в подтверждение его доводов.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Одновременно с подачей иска Луговской Л.Ш.к. заявлено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины в связи с отбытием наказания в местах лишения свободы, прохождением лечения и, как следствие, отсутствием возможности работать, отсутствием иного источника дохода.
Определением судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ Луговской Л.Ш.к. предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № Управления Федеральной службы исполнения наказания по Алтайскому краю», Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Алтайскому краю о компенсации морального вреда до рассмотрения дела по существу.
В силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В данном случае, поскольку в иске отказано, государственная пошлина, подлежащая при подаче иска, подлежит взысканию с истца в размере <данные изъяты> рублей в доход бюджета городского округа города Барнаула.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Луговской Л.Ш.к. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Алтайскому краю», Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Алтайскому краю о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания оставить без удовлетворения.
Взыскать с Луговской Л.Ш.к. в доход бюджета городского округа города Барнаула государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.В. Леонтьева