№ 2-4019/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2017 года г. Барнаул
Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Запаровой Я.Е.
при секретаре Денисенко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коноваленко А.А. к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Коноваленко А.А. обратился с требованиями к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю о компенсации морального вреда.
В обоснование требований указал на то, что в несовершеннолетнем возрасте в феврале 2003 года в течение 10 суток содержался в ИВС г. Барнаула в ненадлежащих условиях содержания: отсутствовали столы и скамейки, шкаф для хранения индивидуальных принадлежностей, полка для туалетных принадлежностей, урна, бак с питьевой водой, кнопка вызова дежурного, светильник дневного и ночного освещения закрытого типа; плохое качество питания (использование испорченных продуктов питания для ее приготовления); отправление естественных нужд в металлический бак, отходы в котором хранились до следующего дня (в связи с чем дышал зловонным воздухом, а также испытывал унижение при справлении нужды), санузел в соответствии с требованиями приватности, а также кран с водопроводной водой отсутствовали; отсутствие постельных принадлежностей (спал на голых досках), столов для приема пищи, (принимал пищу на полу); не выдавался таз для гигиенически целей. На основании изложенного просил взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
На стадии подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГУ МВД по Алтайскому краю.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в качестве соответчика по делу привлечено МВД России.
Истец Коноваленко А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще по месту отбывания наказания.
Представители ответчика Министерства финансов Российской Федерации Лазарева Н.О., ответчика МВД России и третьего лица У МВД по Алтайскому краю Логинова Ю.И. в судебном заседании против удовлетворения заявленных истцом требований возражали в связи с отсутствием доказательств физических или нравственных страданий, причинно – следственной связи, недоказанностью вины должностных лиц.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 17,18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу статьи 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регламентируются Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ (далее – Федеральный закон №103-ФЗ).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 103-ФЗ местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации; следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых Пограничных войск Российской Федерации.
Главой II Федерального закона №103-ФЗ регулируются права подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение во время содержания под стражей (статьи 17-31).
В статье 23 указано, что создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин), все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием, в камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
На момент указанного в исковом заявлении периода содержания Коноваленко А.А. в ИВС действовали Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утв. Приказом МВД Российской Федерации от 26 января 1996 года N 41, согласно разделу 3 которых подозреваемые и обвиняемые на период содержания в ИВС бесплатно во временное индивидуальное пользование обеспечиваются спальным местом (при наличии соответствующих условий); постельными принадлежностями, постельным бельем; столовой посудой на время приема пищи. Кроме того, для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них подозреваемых и обвиняемых выдаются: мыло (туалетное и хозяйственное), стиральный порошок; бумага для гигиенических целей; настольные игры (шашки, шахматы, домино); газеты; предметы для уборки камеры; швейные иглы, ножницы и другие используемые в быту колюще - режущие предметы выдаются подозреваемым и обвиняемым под контролем администрации ИВС. Камеры ИВС оборудуются: столом; санитарным узлом; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком; урной для мусора. Ежедневно по потребности в камеры выдается кипяченая вода для питья. Не реже одного раза в неделю подозреваемому и обвиняемому предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Бритвенные принадлежности выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе в установленное время не реже двух раз в неделю. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Статьями 150,151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право потерпевшего требовать компенсации морального вреда, причиненного нарушением неимущественных прав.
На основании приведенных норм к числу юридически значимых обстоятельств по делу относятся следующие: содержание истца в изоляторе временного содержания в указанный им период, соответствие условий содержания истца установленным действовавшему на соответствующий период законодательству; факт причинения физических и (или) нравственных страданий истцу в результате несоблюдения тех или иных условий.
При этом применительно к условиям содержания подозреваемых, обвиняемых в изоляторах временного содержания, следственных изоляторах само по себе предполагает ограничения их прав и претерпевание неблагоприятных последствий ограничения свободы. Основанием удовлетворения исковых требований могут быть лишь такие нарушения условия содержания, которые влекут превышение минимального порога страданий лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений.
В исковом заявлении Коноваленко А.А. указал период его содержания в изоляторе временного содержания февраль 2003 года. К исковому заявлению документы, подтверждающие факт нахождения истца в ИВС не приложены.
В целях оказания содействия истцу в сборе доказательств в соответствии со ст.ст.56,57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом направлены запросы для установления факта пребывания истца в ИВС, а также предложено стороне ответчика представить соответствующие доказательства.
Согласно представленному ГУ МВД России по Алтайскому краю акту документы о содержавшихся в 2003 году лицах в ИВС г. Барнаула уничтожены за истечением срока хранения.
В банке данных Информационного центра ГУ МВД России по Алтайскому краю имеются сведения об аресте Коноваленко А.А. 21.02.2003 года. Данные о содержании истца в ИВС отсутствуют. Информации об аресте истца представлена для внесения СИЗО-3.
Управлением ФСИН России по Алтайскому краю представлен письменный ответ на запрос суда, согласно которому Коноваленко А.А. в период февраль-март 2003 года, из СИЗО-3 г. Барнаула в РОВД Ленинского района этапировался 25.03.2003, вечером того же дня возвращен в СИЗО-3 г. Барнаула.
Таким образом, достоверного подтверждения содержания Коноваленко А.А. в ИВС г. Барнаула в феврале 2003 года не установлено.
При доставлении и содержании в ИВС в течение одного дня одно из указанных истцом нарушений условий содержания не могло причинить ему нравственных и физических страданий, влекущих его право на компенсацию морального вреда.
Учитывая отсутствие данных об иных лицах, содержавшихся в ИВС в те же дни, что и истец, у суда отсутствуют основания считать содержание истца совместно с иными подозреваемыми и обвиняемыми достоверно установленным. В связи с этим отдельные нарушения, в частности, отсутствие приватности санузла, не могли причинить истцу какие – либо неудобства в случае его одиночного пребывания в камере. Согласно акту обследования технической укрепленности от 24 февраля 2000 года все камеры оборудованы санузлами.
Согласно тому же акту проверки технической укрепленности раздела «Условия содержания» камеры имеют освещение естественное и искусственное, имеется централизованное водоснабжение, что опровергает доводы истца об отсутствии светильников, крана с водопроводной водой.
Остальные доводы искового заявление (об отсутствии скамеек, стола, постельных принадлежностей, полки, урны, невыдаче тазов, отсутствии бака с питьевой водой, о некачественном питании) невозможно проверить за давностью указанных истцом событий. Отсутствие кнопки вызова дежурного никоим образом не нарушает права истца.
Невозможность стороны ответчика представить все документы, касающиеся условий содержания в ИВС в указанный истцом период, в связи с истечением срока хранения документов сам о по себе не свидетельствует об обоснованности предъявленных исковых требований.
При таких обстоятельствах ни один из указанных истцом доводов нарушения условий содержания не нашел своего подтверждения, в связи с чем, ему не могли быть причинены нравственные и физические страдания, влекущие его право на компенсацию морального вреда.
На основании изложенного правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ
исковые требования Коноваленко А.А. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Я.Е. Запарова
.
.