ДЕЛО № 2-2019/2017 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2017 года Железнодорожный районный суд г. Барнаула в составе председательствующего Филипповой О.В.
при секретаре Оленберг О.Г.
с участием прокурора Боровковой Е.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Суховой Е.В. к УФСИН России по Алтайскому краю о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Сухова Е.В. обратилась в суд с иском к УФСИН России по Алтайскому краю о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания.
В обоснование своих требований указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась в СИЗО-1 г. Барнаула в нечеловеческих условиях содержания, а именно: она и другие женщины находились в грязном боксе временного содержания вместе с человеком больным туберкулезом около 12 часов; во время ее нахождения в течение двух недель в камере временного содержания, там была неисправна сантехника, не работала вентиляция, была забита канализация (кляп).
Истец указала, что такие условия содержания причинили ей нравственные страдания, в связи с чем, истцу причинен моральный вред ненадлежащими условиями содержания, который она оценивает в <данные изъяты> рублей.
Истец в судебном заседании отсутствовала, так как отбывает наказание, на момент рассмотрения дела содержалась в Федеральном казенном учреждении Исправительная колония № 6, о времени и месте рассмотрения дела была извещена в установленном законом порядке, своего представителя в суд не представила, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика УФСИН России по Алтайскому краю Мартоник Е.А. иск не признала, поддержав письменный отзыв на иск.
Представители третьих лиц Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Ошкукова М.А, СИЗО-1 Арляпова Т.С.в судебном заседании против удовлетворения требований возражали, поддержали письменные отзывы.
Представитель прокурора Алтайского края Боровкова Е.П. против удовлетворения требований возражала.
Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения представителей ответчика и третьих лиц, изучив и оценив представленные по делу доказательства, рассматривая данный иск в пределах заявленных истцом требований, находит требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.
Согласно ст. 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Судом установлено, что Сухова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, содержалась в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По прибытию ДД.ММ.ГГГГ в СИЗО-1 заключенная под стражу Сухова Е.В. в соответствии с п. 15 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 № 189 на период оформления учетных документов была размещена в камере сборного отделения № №, продолжительность нахождения Суховой Е.В. в камере сборного отделения -12 часов.
Условия и порядок содержания в изоляторах регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 № 189.
Согласно п. 15. Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 № 189 при прибытии в СИЗО на период оформления учетных документов, подозреваемые и обвиняемые размещаются в камерах сборного отделения на срок не более одних суток с соблюдением требований изоляции либо на срок не более двух часов в одноместные боксы сборного отделения, оборудованные местами для сидения и искусственным освещением. Время помещения подозреваемых и обвиняемых в одноместные боксы и время их перевода в другие помещения фиксируется в Книге дежурств по корпусному отделению.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Судом установлено, что камера сборного отделения № №, где содержалась истица, имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м.
Согласно журналу учета содержащихся в камере лиц, в течение суток ДД.ММ.ГГГГ в камере содержалось 11 женщин, однако согласно пояснениям представителя СИЗО-1, все они содержались в указанной камере не одновременно, а в течение 2-12 часов каждая, по мере оформления документов были направлены в камеры для дальнейшего содержания.
Как следует из фототаблицы, камера сборного отделения оборудована исправным санузлом, обеспечивающим приватность, раковиной, спальными местом, системой вентиляции светильником. Что также подтверждается копией книги количественной проверки лиц, содержащихся под стражей в СИЗО, из которой следует, что ДД.ММ.ГГГГ в камере № № содержалось 3-4 человека.
Согласно справке начальника филиала-врача филиала «Медицинская часть №10» ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, лица, у которых при первом поступлении в СИЗО имеется справка о наличии у них туберкулеза легких немедленно изолируются от общей массы заключенных. Также при наличии клинических признаков туберкулеза легких данные лица помещаются в диагностическую палату.
В срок не более трех дней с момента прибытия в СИЗО все поступившие, проходят углубленный врачебный осмотр, а также ренттенофлюорографическое обследование. При выявлении у поступивших туберкулеза легких они немедленно изолируются в туберкулезное легочное отделение медицинской части. Совместного содержания лиц с подтвержденным диагнозом туберкулеза легких, и здоровых не допускается.
Как следует из журнала учета лиц, содержащихся в камере сборного отделения № № в течении суток ни одно из лиц не было направлено в туберкулезное отделение, все лица были помещены по камерам № №, предназначенных для содержания здоровых лиц.
Санитарно-эпидемиологический режим в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 640, Министерства юстиции Российской Федерации № 190 от 17.10.2005 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» санитарное состояние камер оценивается ежедневно во время утренних проверок медицинским работником.
За период содержания Суховой Е.В. в камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, в которых она содержалась, недостатков при оценке санитарного состояния медицинскими работниками не выявлено. Жалоб о наличии в камерах антисанитарных условий от Суховой Е.В. в адрес учреждения не поступало.
Согласно приложения № 1 «Правила поведения подозреваемых и обвиняемых» приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах, обязаны самостоятельно проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности, установленной администрацией учреждения, подметать и мыть пол в камере, производить уборку камерного санузла, прогулочного двора по окончании прогулки.
Согласно справке начальника филиала-врача филиала «Медицинская часть №10» ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ дезинфекционный раствор выдается еженедельно на каждый режимный корпус ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, что фиксируется в журнале выдачи дезинфекционных средств, и расходуется для санитарной обработки помещений учреждения, в том числе камер и санузлов.
Плановая санитарная обработка помещений учреждения от насекомых, тараканов, клопов, паразитов (дезинсекция) и крыс (дератизация) проводится один раз в месяц. В случаях выявления очага появления тараканов, клопов, паразитов, насекомых и крыс проводится внеплановая дезинсекционная или дератизационная обработка. В камерах, где содержалась Сухова Е.В. необходимости в проведении внеплановой дезинсекционной или дератизационной обработки.
Факты проведения заключительной дезинфекции, камерной дезинфекции подтверждаются копиями соответствующих журналов.
Таким образом, по делу не подтверждено доказательствами, что истица находились в грязном боксе временного содержания вместе с человеком больным туберкулезом около 12 часов, в отсутствие надлежащих санитарно-гигиенических условий.
Согласно справке начальника отдела режима от ДД.ММ.ГГГГ, представленной фототаблицы, книге количественной проверки лиц, содержащихся в следственном изоляторе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сухова Е.В. была размещена в камере № № общей площадью - <данные изъяты> кв.м., оборудованной 8-ю спальными местами, с учетом истца в ней содержалось от 6 до 8 человек, все заключенные были обеспечены спальными местами.
Согласно справке старшего инспектора ГКБО от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Нормами проектирования следственных изоляторов и тюрем, утвержденных приказом Минюста Российской Федерации №161дсп от 28.05.2001 в камерных помещениях СИЗО-1, а именно: в камерах №№ № напольные чаши (унитазы) размещаются в кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабины имеют кирпичную перегородку до потолка. Оборудование санитарных узлов включает в себя наличие чаши «Генуя», оборудованной гидрозатвором, и подведенной водопроводной трубой с вмонтированным шаровым краном, предназначенным для слива в центральную канализацию.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сантехническое оборудование, канализация камер СИЗО-1, в том числе камер №№ № находились в технически исправном состоянии.
В соответствии с пунктом 43 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189, при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Согласно справке старшего инспектора ГКБО от ДД.ММ.ГГГГ холодное водоснабжение осуществляется централизовано от сети ООО «Барнаульский Водоканал». Перебоев, в подаче горячей и холодной воды за период содержания Суховой Е.В., а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не допущено. Согласно фототаблице в камере имеется бак с питьевой водой, раковина, исправный санузел, обеспечивающий приватность.
Камеры СИЗО-1 №№№ в период содержания Суховой Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оборудованы искусственным и естественным освещением согласно СНиП 23-05 «Нормы проектирования. Естественное и искусственное освещение». Искусственное освещение камер осуществляется системой ночного и основного освещения и соответствует норме освещенности. Освещенность камер соответствует норме освещенности (норма -100 Лк). Естественное освещение камеры осуществляется через оконный проем. В соответствии с требованиями Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ №161дсп от 28.05.2001: низ оконных проемов оконных помещениях располагается на высоте 1,5 м от пола. Размеры оконных проемов составляют не менее 1,2 м по высоте и не менее 0,9 м по ширине. Жалюзи на окнах в камерах СИЗО-1 г.Барнаула не предусмотрены.
Система приточно-вытяжной вентиляции в камерах СИЗО-1, в том числе в камерах №№№ смонтирована в соответствии с требованиями п.14.14, приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 28.05.2001 №161 дсп «Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России» и выполнена единообразно в виде короба по всему коридору корпуса и ответвлений от него в камеры, отсутствие ее в какой-либо отдельно взятой камере исключено. Удаление воздуха предусматривается через вытяжные каналы. Приточные и вытяжные отверстия располагаются в перегородках под потолком и ограждаются металлическими решетками. В учреждении установлены вентиляторы ВР 300-45-3/15, обеспечивающие циркуляцию воздуха в отдельно взятом камерном помещении в среднем 30 куб.м./час, что соответствует требованиям СНиП 41-01-2003 года. Вентиляция в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в исправном состоянии, её работоспособность контролировалась как со стороны сотрудников отдела режима, так и со стороны коммунально-бытовой службы.
Относительная влажность в камерах СИЗО-1 №№№ в период содержания Суховой Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответствовала норме по ГОСТу 30494-96 и находилась в диапазоне 30%- 60%.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ камеры №№ № оборудованы деревянным покрытием пола.
Таким образом, истицей не доказан факт нахождения в течение двух недель в камере временного содержания, с неисправной сантехникой, не работающей вентиляцией, забитой канализацией (кляп), не соответствующей нормам санитарной площади на одного человека.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми, не запрещенными законом способами (часть 2).
К таким способам защиты гражданских прав относится компенсация морального вреда (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, если в предусмотренном законом порядке установлены незаконность действий (бездействия) государственных органов, вина должностных лиц этих органов, а также причинно-следственная связь между действиями (бездействием) и наступившими последствиями.
Недоказанность одного из названных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении исковых требований.
Статьи 1064, 1069 помещены в параграфе 1 "Общие положения о возмещении вреда" главы 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" Гражданского кодекса Российской Федерации. Статья 1099 ("Общие положения"), находящаяся в параграфе 4 "Компенсация морального вреда" той же главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержит общие нормы об основаниях и размере компенсации морального вреда. Следовательно, основания и размер компенсации морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таком положении, на правоотношения, возникающие вследствие причинения морального вреда, полностью распространяются общие правила параграфа 1 главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, и для возложения ответственности за причинение морального вреда необходимо установление состава правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, требование о возмещении вреда, в том числе и морального, должно предъявляться и разрешаться с учетом положений ст. ст. 16, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. Применительно к рассматриваемым правоотношениям возможность возмещения морального вреда в соответствии с приведенными нормами права связывается с необходимостью представления истцом доказательств причинения вреда, а также с наличием причинно - следственной связи между незаконными (виновными) действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц этих органов и наступившим вредом.
Однако истцом не представлено доказательств тому, что она находилась в грязном боксе временного содержания вместе с человеком больным туберкулезом около 12 часов, в камере временного содержания, была неисправна сантехника, не работала вентиляция, была забита канализация (кляп) (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку истцом не были представлены по заявленным требованиям доказательства состава правонарушения, незаконность действий ответчика, а именно, что в исправительном учреждении не были созданы надлежащие условия содержания осужденных, и нарушения администрацией учреждения санитарно - гигиенических требований, причинение вреда в результате таких неправомерных действий ответчика (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу, что исковые требования Суховой Е.В. к УФСИН России по Алтайскому краю о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШЕНИЕ
В удовлетворении исковых требований Суховой Е.В. к УФСИН России по Алтайскому краю о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула в апелляционном порядке.
Судья: О.В. Филиппова