РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2017 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Дятлова С.Ю., при секретаре Спесивой П.А., с участием в судебном заседании: представителя истца – Ефремова В. Н., представителя ответчика – Козлова Д. Г., представителя третьего лица – Зуева А. О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2–1552/2017 по иску Решетникова С. А. к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Решетников С. А. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании <данные изъяты> рублей компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивированы следующим.
ДД.ММ.ГГГГ органами следствия возбуждено уголовное дело в отношении Решетникова С.А. по признакам состава преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 327 УК РФ. Уголовное дело было прекращено. Истец полагает, что у него есть право на реабилитацию
Данные обстоятельства явились основанием для обращения Решетникова С.А. с иском в суд.
Представитель истца Ефремов В.Н. требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации – Талаев Д.В. не признал исковые требования.
Представить прокуратуры Иркутской области - Зуев А.О. просил при взыскании компенсации морального вреда учесть требования разумности и справедливости.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Решетникова С.А. подлежат удовлетворению в части.
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно пункту 1 статьи 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (в случае незаконного административного задержания) (статья 1100 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда (часть 1 статьи 133 УПК РФ).
Пунктом 3 части 2 статьи 133 УПК РФ предусмотрено право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием имеют подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4 - 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.
Судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в отношении Решетникова С.А. возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 327 УК РФ.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В качестве меря пресечения выбрана подписка о невыезде и надлежащем поведении.
Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело в отношении Решетникова С.А. прекращено по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, то есть за отсутствием в действиях признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 327 УК РФ
Поскольку уголовное дело, возбужденное в отношении Решетникова С.А. по ч. 1 ст. 327 УК РФ, прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в действиях состава преступления, моральный вред, причиненный Решетникову С.П., подлежит возмещению с Министерства финансов Российской Федерации, поскольку в соответствии со ст. 1069 ГУ РФ вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 29 ноября 2011 года N 17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве», следует, что при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости. Мотивы принятого решения о компенсации морального вреда должны быть указаны в решении суда.
Аналогичная позиция содержатся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 20.12.1994 года «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда».
При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Размер компенсации морального вреда по данному делу определен судом с учетом всех перечисленных в законе обстоятельств, степени физических и нравственных страданий истца, конкретных обстоятельств дела, тяжести предъявленного обвинения, длительности уголовного преследования (ст. ст. 1099, 1100 ГК РФ).
В результате уголовного преследования истца по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 327 УК РФ, применения в отношении Решетникова С.А. меры пресечения в виде заключения подписки о невыезде и надлежащем поведении, нарушены личные неимущественные права истца, причинены нравственные страдания, связанные с наличием статуса подозреваемого, обвиняемого ограничением права на свободу, свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства.
Доказательств в опровержение доводов истца о причинении ему нравственных страданий в результате незаконного уголовного преследования ответчиком не представлено, в то время как ст. 56 ГПК РФ, предусматривающая обязанность доказать обстоятельства в обоснование своих возражений, судом сторонам разъяснена.
Исходя из вышеизложенного, в соответствии с ч. 2 ст. 1101 ГК РФ учитывая требования разумности и справедливости, а также характер нравственных страданий истца, его индивидуальные особенности, фактические обстоятельства дела, принимая во внимание срок осуществления незаконного уголовного преследования, суд полагает разумным и справедливым взыскать в пользу Решетникова С.А. с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> руб.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Решетникова С. А. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании <данные изъяты> рублей компенсации морального вреда удовлетворить в части.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу Решетникова С. А. <данные изъяты> рублей компенсации морального вреда.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течении месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий С.Ю. Дятлов
Мотивированное решение изготовлено 31.05.2017