РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Москва 24 мая 2016 года
Симоновский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Суслова Д.С., при секретаре Талайлове Р.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское
дело № 2-3342/2016 по иску Григорьевой Е. В.
к ПАО «МОЭСК» об урегулировании разногласий, возникших при заключении
договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям,
УСТАНОВИЛ:
Григорьева Е.В. обратилась в суд с иском к ПАО «МОЭСК» об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В обоснование своих требований истец указала на то, что для заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям земельного участка без построек, расположенного по адресу: ****** (кадастровый номер ******) истец 17 ноября 2015 года направила ПАО «МОЭСК» заявку. 02 декабря 2015 года получен проект договора № и приложение № к нему – технические условия на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств № от 20 ноября 2015 года, в отношении которых истец выразила несогласие и направила мотивированный отказ.
Впоследствии в результате разногласий по условиям проекта договоров истец направляла ПАО «МОЭСК» мотивированные отказы с предложениями об изменении представленных проектов договоров, включая технические условия, и требованием о приведении их в соответствие с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861. В редакции последнего проекта договора № ПАО «МОЭСК» изменило размер платы и часть реквизитов заявителя.
При этом приложение № к нему – технические условия на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств, оставило без изменения. По мнению истца, ответчик в договоре размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя рассчитал неверно. Также технические условия не соответствуют действующему законодательству. Таким образом, поскольку возникшие между сторонами разногласия в досудебном порядке урегулировать не возможно, истец обратился в суд с настоящим иском, в котором просит: - принять в редакции истца п. 10 договора № от б/д об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям: «Размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 30 декабря 2015 год № и составляет: ******, в том числе НДС (18%) ****** - принять в редакции истца п. 7.1. и п. 10.1.1. технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «МОЭСК» энергопринимающих устройств заявителя № от 15 января 2016 года (приложение № 1 к договору): «7.1. 1 точка – вводные клеммы щита учета и распределения (ЩУР) 0,22 кВ, смонтированного не далее 25 метров от границы земельного участка заявителя в пределах его земельного участка – 6 кВт.»; «10.1.1.
Строительство ВЛ-0,4 кВ от опоры ВЛ-0,4 кВ отходящей от РУ-0,4 кВ ТП №, до ЩУР-0,22 кВ заявителя, расположенного не далее 25 метров от границы земельного участка заявителя в пределах его земельного участка, протяженность не более 0,025 км., сечение провода определить проектом».
Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, представила письменные возражения на исковое заявление.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает, что в удовлетворении исковых требований надлежит отказать по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона РФ от 26 марта 2003 года № 35- ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, который носит публичный характер.
Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861.
Судом установлено, что для заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям земельного участка без построек, расположенного по адресу: ****** (кадастровый номер ******) 17 ноября 2015 года Григорьева Е.В. направила ПАО «МОЭСК» заявку. 02 декабря 2015 года получен проект договора № и приложение № к нему – технические условия на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств № от 20 ноября 2015 года (л.д. 20-22), в отношении которых истец выразила несогласие и направила мотивированный отказ.
Впоследствии в результате разногласий по условиям проекта договоров истец направляла ПАО «МОЭСК» мотивированные отказы с предложениями об изменении представленных проектов договоров, включая технические условия, и требованием о приведении их в соответствие с Правилами – 03 декабря 2015 года (л.д. 23-25), 11 января 2016 года (л.д. 30), 29 января 2016 года (л.д.
37). В свою очередь ПАО «МОЭСК» направляло истице проекты договоров (11 января 2016 года (л.д. 27-29), 29 января 2016 года (л.д. 34-36)) с учетом замечаний изложенных истицей в своих письменных отказах.
В редакции последнего проекта договора № от б/д ПАО «МОЭСК» изменило размер платы и часть реквизитов заявителя. При этом приложение № к нему – технические условия на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств, оставило без изменения.
Согласно условий договора: п. 1. ПАО «МОЭСК» осуществляет технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя, с учетом следующих характеристик: - максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств: 6 кВт; - категория надежности: третья; - класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,22 кВ.
Заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями настоящего договора.
п. 3. Точка(и) присоединения указана(ы) в технических условиях для присоединения к электрическим сетям (далее – технические условия) и располагается(ются) на расстоянии не далее 25 метров от границы участка заявителя, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.
п. 4. Технические условия № являются неотъемлемой частью настоящего договора и приведены в приложении №.
п. 10. Размер платы за технологическое присоединении определяется в соответствии с Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 30 декабря 2015 года № и составляет ******., в том числе НДС (18%) ******.
Согласно Техническим условиям № п. 7. точка(и) присоединения и максимальная мощность энергопринимающих устройств по каждой точке присоединения: 7.1. 1 точка – вводные клеммы щита учета и распределения (ЩУР) 0,22 кВ, смонтированного на границе земельного участка заявителя не далее 25 от опоры ВЛ-0,4 кВ, отходящей от РУ-0,4 кВ ТП № 388 - 6 кВт.
п. 10.1.1 строительство ВЛ-0,4 кВ от опора ВЛ-0,4 кВ отходящей от РУ- 0,4 кВ ТП № 388, до ЩУР-0.22 кВ заявителя, расположенного на границе земельного участка, протяженность 0,025 км., сечение провода определить проектом.
По мнению истца, ПАО «МОЭСК» в договоре № от б/д размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя рассчитало неверно. ПАО «МОЭСК» в расчет платы по договору применило ставку С1 и ставу С2 – за мероприятия «последней мили». Однако применение ставки С2 необоснованно в связи с тем, что в ТУ № от 15 января 2016 года отсутствуют мероприятия «последней мили», проводимые ПАО «МОЭСК» для технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя. Для случая отсутствия мероприятия «последней мили» Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 30 декабря 2015 года № утверждена ставка С1 в размере 314,52 руб./кВт. без НДС и формула расчета платы Р – С1 * N (л.д. 46, 49-51). Таким образом, плата по договору равна произведению: ******кВт. * 6кВт. = ****** (без НДС).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Редакция заявителя п. 10 Договора: «10. Размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 30 декабря 2015 год № и составляет: ******, в том числе НДС (18%) ****** Также, по мнению истца, технические условия № от 15 января 2016 года не соответствуют действующему законодательству, поскольку ПАО «МОЭСК» точку присоединения энергопринимающих устройств заявителя определяет (устанавливает) относительно существующего объекта электросетевого хозяйства ПАО «МОЭСК», а именно: опоры ВЛ-0,4 кВ. Таким образом, ПАО «МОЭСК» неправомерно навязывает невыгодные и непредусмотренные законодательством условия договора, так как в силу действующего законодательства заявители, предусмотренные п.п. 12.1 и 14 Правил, вправе установить прибор учета электрической энергии (мощности) в пределах (внутри) своего земельного участка.
Учитывая изложенное, истец предложил технические условия в своей редакции: «7.1. 1 точка – вводные клеммы щита учета и распределения (ЩУР) 0,22 кВ, смонтированного не далее 25 метров от границы земельного участка заявителя в пределах его земельного участка – 6 кВт.»; «10.1.1.
Строительство ВЛ-0,4 кВ от опоры ВЛ-0,4 кВ отходящей от РУ-0,4 кВ ТП №, до ЩУР-0,22 кВ заявителя, расположенного не далее 25 метров от границы земельного участка заявителя в пределах его земельного участка, протяженность не более 0,025 км., сечение провода определить проектом».
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что в соответствии с п. 17 Правил, размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В границах муниципальных районов, городских округов и на внутригородских территориях городов федерального значения одно и то же лицо может осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, соответствующих критериям, указанным в абзаце первом настоящего пункта, с платой за технологическое присоединение в размере, не превышающем ******, не более одного раза в течение 3 лет.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 15 августа 2014 года между сторонами заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: ****** (кадастровый номер ******) № с платой за технологическое присоединения в размере ******, в связи с чем ПАО «МОЭСК» при подготовке проекта договора № правомерно и обоснованно рассчитана плата за технологическое присоединения в соответствии с Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 30 декабря 2015 года №.
Письмом Федеральной службы по Тарифам России от 11 октября 2013 года № ЕП-10425/12 разъяснено, что в соответствии с действующим законодательством при осуществлении технологического присоединения заявитель оплачивает расходы «последней мили» (мероприятия по развитию существующей инфраструктуры – от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики) и обязательные для сетевой организации расходы по мероприятиям, указанным в пункте 16 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 11 сентября 2012 года № 209-э/1 (далее – Методические указания). Состав расходов «последней мили», включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется в соответствии с мероприятиями, указанными в Приложении № к Методическим указаниям. При этом согласно указанному приложению при присоединении объектов заявителя к линии электропередачи (ЛЭП) в состав расходов включаются расходы на строительство воздушных или кабельных линий.
Согласно п. 10.1 Технических условий № от 15 января 2016 года со стороны сетевой организации предусмотрено выполнение следующих мероприятий: 10.1.1. Строительство ВЛ-0,4 кВ от опоры ВЛ-0,4 кВ отходящей от РУ-0,4 кВ ТП №, до ЩУР-0,22 кВ заявителя, расположенного на границе земельного участка, протяженность 0,025 км, сечение проводов определить проектом.
В соответствии с п. 10.2. Технических условий, мероприятия, выполняемые ПАО «МОЭСК» за счет средств инвестиционной составляющей тарифа на передачу электроэнергии и необходимые для осуществления технологического присоединения: 10.2.1. Отсутствуют.
Таким образом, поскольку технические условия предусматривают мероприятия «последней мили» суд приходит к выводу, что применение ответчиком тарифной ставки на строительство воздушных линий (Свл0,22) законно и обоснованно, в связи с чем условия, указанные в п. 10 договора № в редакции ПАО «МОЭСК» соответствуют требованиям действующего законодательства.
Далее, в соответствии с п. 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442, обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств.
В силу п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка – потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим раз
делом с соблюдением установленных
законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861, точкой присоединения к электрической сети является место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.
В соответствии с п. 25.1 Правил, в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.
В силу п. 16.1 Правил, заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
Для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
Согласно п. 16.3 Правил, обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что п.п. 7.1 и 10.1.1 Технических условий от 15 января 2016 года в редакции истца противоречат действующему законодательству, поскольку точка присоединения энергопринимающего устройства истца (вводные клеммы щита учета и распределения (ЩУР) 0,22 кВ) должна находиться не далее 25 метров от границы балансовой принадлежности (границы земельного участка). Оснований по прокладке кабеля ВЛИ на земельном участке Григорьевой Е.В. у ПАО «МОЭСК» в силу действующего законодательства не имеется.
При таких обстоятельствах, суд, оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, приходит к выводу об отказе Григорьевой Е.В. в удовлетворении исковых требований о принятии в редакции истца п. 10 договора № от б/д об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и п.п. 7.1., 10.1.1. технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «МОЭСК» энергопринимающих устройств заявителя № от 15 января 2016 года.
Доводы представителя истца о том, что требования сетевой организации по установке прибора учета за забором противоречат Постановлению Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442, Правилам технологического присоединения, являются несостоятельными, направленными на иное толкование закона.
Ссылки представителя истца на решение Симоновского районного суда г.
Москвы от 28 октября 2015 года, которым, по мнению представителя истца, подтверждено право заявителя устанавливать прибор учета в пределах своего земельного участка, не могут быть приняты во внимание, поскольку данное решение не имеет преюдициального значения для настоящего дела и обстоятельства правомерности требований ПАО «МОЭСК» и Григорьевой Е.В.
подлежат проверке на общих основаниях.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Григорьевой Е. В. к ПАО «МОЭСК» об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца.
Судья Д.С. Суслов.