Дело <№>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2017 года город Саратов
Заводской районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Асмоловой О.А.,
при секретаре Гиткис О.А.,
с участием представителя истцов Зыкова Д.С., действующего на основании доверенности от 25 мая 2016 года
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Саратовского регионального общественного учреждения «Комитет по защите прав потребителей» в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего Петрова Д. А. к обществу с ограниченной ответственностью «Центр реструктуризации» о признании противоправными действий по реализации алкогольной продукции лицу, не достигшему совершеннолетия, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Саратовское региональное общественное учреждение «Комитет по защите прав потребителей» (далее СРОУ «Комитет по защите прав потребителей») обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Центр реструктуризации» (далее- ООО «Центр реструктуризации»), в котором просило признать противоправными действия ответчика в отношении Петрова Д.А. по реализации алкогольной продукции лицу, не достигшему совершеннолетия, взыскать с ответчика в пользу Петрова Д.А. компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб., вынести частное определение в отношении ответчика о недопустимости нарушении закона и принятии соответствующих мер реагирования.
Обосновывая исковые требования, истец указал, что 20 января 2017 года в защиту интересов несовершеннолетнего Петрова Д.А. в СРОУ «Комитет по защите прав потребителей» обратился его законный представитель Петрова Л.П., поскольку <Дата> примерно в 20.18 час., в торговом павильоне ООО «Центр реструктуризации», в магазине «Гроздь», расположенном по адресу: <адрес>, по розничному договору купли-продажи лицу, не достигшему совершеннолетия Петрову Д.А., была реализована алкогольная продукция: Российское шампанское полусладкое белое «Дербентское», алкоголь 10,5-13,0 % об, объемом 0,75 литра (с/б), стоимостью 164 руб. 10 коп. за 1 бутылку, в количестве 1 бутылки. Данное правонарушение было зафиксировано на камеру телефона.Поскольку продажа алкогольной продукции потребителю, не достигшему совершеннолетия, является грубейшим нарушением норм закона и представляет угрозу для его жизни, нравственности и здоровья, истец вынужден обратиться в суд.
Законный представитель несовершеннолетнего истца Петрова Л.П., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
В судебном заседании представитель истца по доверенностям Зыков Д.С. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ООО «Центр реструктуризации» надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, представитель в судебном заседание не явился. В материалах дела имеются письменные возражения представителя ответчика, согласно которым просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку действиями ответчика не были нарушены права потребителя. Алкогольная продукция была продана несовершеннолетнему оператором торгового зала Ивановым Д.Р., который неоднократно был предупрежден о недопустимости продажи алкогольной продукции лицам, не достигшим возраста 18 лет, что подтверждается листом контроля знаний розничной продажи алкогольной и табачной продукции, должностной инструкцией оператора торгового зала, приказом директора ООО «Центр реструктуризации».
Третье лицо Иванов Д.Р. надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п.1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.
В силу абз.4, 9 п.2 ст. 45 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
В соответствии с абз.1 ст. 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Как следует из п.1.1 Устава, СРОУ «Комитет по защите прав потребителей» является не имеющим членства общественным объединением, созданным по инициативе физических лиц, объединившихся на основании общности своих прав, интересов для реализации общих целей, определенных уставом. Основной целью учреждения является оказание услуг в сфере защиты прав потребителей. Для достижения уставных целей учреждение имеет право осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий, указанных органов, обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей) (п.5.1 устава).
В судебном заседании установлено, что <Дата> в СРОУ «Комитет по защите прав потребителей» поступило заявление Петровой Л.П., в котором она указала, что 15 января 2017 года её сыну Петрову Д.А., не достигшему совершеннолетия, в торговом павильоне ООО «Центр реструктуризации», магазин «Гроздь», расположенном по адресу: <адрес>, продана алкогольная продукция.
Реализация алкоголя несовершеннолетнему была осуществлена в рамках проводимого СРОУ «Комитет по защите прав потребителей» мероприятия по общественному контролю за соблюдением прав потребителей. По результатам данного мероприятия представителем вышеуказанного учреждения Запорощенко М.И. был составлен акт №1538/А от 15 января 2017 года.
В соответствии с абз.9 ст. 45 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Из искового заявления следует, что истец обратился в суд с иском в защиту интересов несовершеннолетнего Петрова Д.А., ссылаясь на положения Закона РФ «О защите прав потребителей».
Согласно п.1 ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежат только нарушенные права, свободы и законные интересы заявителя.
В силу п.1 ст. 1, ст. 12 ГК РФ предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежавшего ему субъективного права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком. Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Из смысла данных норм следует, что выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите нарушенного интереса.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» общественный контроль за соблюдением настоящего Федерального закона осуществляется гражданами и общественными объединениями. Государственные органы и должностные лица обязаны содействовать гражданам и общественным объединениям в проведении соответствующих проверок фактов нарушения настоящего Федерального закона и в десятидневный срок уведомлять заявителей о принятых решениях. В целях анализа возможных социально-экономических последствий законодательных инициатив по вопросам регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, практики применения законодательства и разработки соответствующих рекомендаций могут создаваться консультативно-экспертные советы при федеральных органах законодательной и исполнительной власти, органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Положение о консультативно-экспертном совете утверждается органом, принявшим решение о создании такого совета.
В соответствии с п.7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
На основании п.2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя.
Согласно п.3 ст. 26 указанного Федерального закона юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования данного закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требованиями ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ предусмотрено, что розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Названным законом устанавливаются порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (п.1 ч. 2 ст. 1). Им же устанавливаются в том числе, права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов (п.4 ч. 2 ст. 1).
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также осуществление общественного контроля установлены Федеральным законом от 21 июля 2014 года №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» общественный контроль может осуществляться как в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, так и в иных формах, предусмотренных другими федеральными законами.
Одной из форм общественного контроля является общественная проверка, под которой в соответствии с со ст. 20 Федерального закона от 21 июля 2014 года №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» понимается совокупность действий субъекта общественного контроля по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Общественные проверки проводятся в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами. Организатор общественной проверки доводит до сведения руководителя проверяемых органа или организации информацию об общественной проверке, о сроках, порядке ее проведения и определения результатов.
По результатам общественной проверки ее организатор подготавливает итоговый документ (акт), который должен содержать, в частности, основания для проведения общественной проверки, перечень документов и других материалов, изученных в ходе общественной проверки, установленные и документально подтвержденные факты и обстоятельства нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций или запись об отсутствии таковых, выводы о результатах общественной проверки и предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений.
Итоговый документ (акт), подготовленный по результатам общественной проверки, направляется руководителю проверяемых органа или организации, а также иным заинтересованным лицам, размещается субъектами общественного контроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как следует из пояснений представителей сторон в судебном заседании, истец до проведения проверки не доводил до сведения руководителя ООО «Центр реструктуризации» информацию об общественной проверке, о сроках, порядке ее проведения и определения результатов, не запрашивал какие-либо пояснения или возражения относительно результатов проверки.
Кроме того, акт по результатам проверки не направлялся истцом в орган государственного надзора, в орган местного самоуправления в правоохранительные органы для проведения проверки изложенных в акте фактов, что подтверждено в судебном заседании представителем истца.
Таким образом, СРОУ «Комитет по защите прав потребителей» суду не представлено доказательств выполнения приведенных выше положений закона в части порядка организации и проведения проверок хозяйствующего субъекта, об основаниях её проведения.
Несоблюдение общественными организациями, которыми в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» представлены полномочия осуществлять общественную защиту прав потребителей, в частности, путем проведения проверочных мероприятий, требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности, что недопустимо.
Таким образом, представленные в подтверждение доводов истца акт №1538/А от 15 января 2017 года, видеозапись, не могут быть приняты судом в качестве доказательств, подтверждающих выявленные у ответчика нарушения.
Вышеуказанные акт, видеозапись не могут быть приняты судом в качестве доказательств также и в связи с тем, что мероприятия по общественному контролю ООО «Центр реструктуризации» 15 января 2017 года были проведены до момента обращения законного представителя Петрова Д.А. в СРОУ «Комитет по защите прав потребителей», в связи с чем, оснований для проведения проверки у истца не имелось.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии обращений потребителей, позволяющих истцу проводить проверку и составлять материалы общественного контроля.
В связи с изложенным, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований о признании противоправными действий ООО «Центр реструктуризации» по реализации алкогольной продукции лицу, не достигшему совершеннолетия, отказать.
Не подлежат удовлетворению и требования истца о компенсации морального вреда, как производные от основного требования.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
в удовлетворении исковых требований Саратовского регионального общественного учреждения «Комитет по защите прав потребителей» в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего Петрова Д. А. к обществу с ограниченной ответственностью «Центр реструктуризации» о признании противоправными действий по реализации алкогольной продукции лицу, не достигшему совершеннолетия, компенсации морального вреда- отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17 мая 2017 года.
Судья: О.А. Асмолова