8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании действий противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, прекращении таких действий № 2-872/2017

Цены на услуги адвоката по защите прав потребителей

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара                                                                                                   «8» июня 2017 года

Куйбышевский районный суд г.Самара в составе:

председательствующего         Ивановой Е.Н.,

при секретаре                          Бородачевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-872/2017 по исковому заявлению Самарской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Народный Контроль» к ИП Артюхову Р.В. о признании действий противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, прекращении таких действий,

УСТАНОВИЛ:

СРОО ЗПП «Народный Контроль» в лице представителя по доверенности Беленовой Е.А. обратилась в Советский районный суд г.Самара с иском к ИП Артюхову Р.В. о признании действий противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, прекращении таких действий.

В обоснование заявленных требований указано, что на основании приказа № от <дата> Председателем СРОО ЗПП «Народный Контроль» Васюковым А.П. и инспектором Флора И.А. в присутствии руководителя Рябовой Е.Е., <дата> с 19 часов 15 минут до 19 часов 27 минут было проведено мероприятие общественного контроля за соблюдением закона о защите прав потребителей, по контролю выполнения требований законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, в отношении ИП Артюхова Р.В., расположенного по адресу: г.Самара, <адрес> По результатам данного общественного контроля составлен акт проверки № от <дата> о выявленных нарушениях прав потребителей – реализация товаров с истекшим сроком годности (реализации), а также специалистами производилась фото и видеосъемка (с помощью смартфона). При проведении мероприятия по общественному контролю установлено, что на реализации находились следующая продукция: 1. Приобретено по чеку: 1) Лимонад «Фанта», 1 бутылка, изготовитель ООО «Кока Кола ЭичБиси Евразия», объемом 0,5 гр., дата изготовления <дата>, срок годности до <дата>, цена 49 рублей; 2) Лимонад «Кока-Кола», 3 бутылки, изготовитель ООО «Кока Кола ЭичБиси Евразия», объемом 0,5 гр., дата изготовления <дата>, срок годности до <дата>, цена 49 рублей за штуку; 3) Лимонад «Спрайт», 1 бутылка, изготовитель ООО «Кока Кола ЭичБиси Евразия», объемом 0,5 гр., дата изготовления <дата>, срок годности до <дата>, цена 49 рублей. 2. Выявлено на реализации: 1) Лимонад «Фанта», 1 бутылка, изготовитель ООО «Кока Кола ЭичБиси Евразия», объемом 0,5 гр., дата изготовления <дата>, срок годности до <дата>, цена 49 рублей за штуку; 2) Лимонад «Кока-Кола», изготовитель 5 бутылок, изготовитель ООО «Кока Кола ЭичБиси Евразия», объемом 0,5 гр., дата изготовления <дата>, срок годности до <дата>, цена 49 рублей; 3) Лимонад «Спрайт», 5 бутылок, изготовитель ООО «Кока Кола ЭичБиси Евразия», объемом 0,5 гр., дата изготовления <дата>, срок годности до <дата>, цена 49 рублей; 4) Лимонад «Фанта», 2 бутылки, изготовитель ООО «Кока Кола ЭичБиси Евразия», объемом 2 л., дата изготовления <дата>, срок годности до <дата>, цена 65 рублей за штуку.

В связи с чем, истец просил признать противоправными действия Индивидуального Предпринимателя Артюхову Р.В. Артюхову Р.В. в магазине, расположенном по адресу: г.Самара, ул<адрес> по реализации товара с истекшим сроком годности, а именно: 1. Лимонад «Фанта», 1 бутылка, изготовитель ООО «Кока Кола ЭичБиси Евразия», объемом 0,5 гр., дата изготовления <дата>, срок годности до <дата>, цена 49 рублей; 2. Лимонад «Кока-Кола», 3 бутылки, изготовитель ООО «Кока Кола ЭичБиси Евразия», объемом 0,5 гр., дата изготовления <дата>, срок годности до <дата>, цена 49 рублей за штуку; 3. Лимонад «Спрайт», 1 бутылка, изготовитель ООО «Кока Кола ЭичБиси Евразия», объемом 0,5 гр., дата изготовления <дата>, срок годности до <дата>, цена 49 рублей; 4. Лимонад «Фанта», 1 бутылка, изготовитель ООО «Кока Кола ЭичБиси Евразия», объемом 0,5 гр., дата изготовления <дата>, срок годности до <дата>, цена 49 рублей за штуку; 5. Лимонад «Кока-Кола», изготовитель 5 бутылок, изготовитель ООО «Кока Кола ЭичБиси Евразия», объемом 0,5 гр., дата изготовления <дата>, срок годности до <дата>, цена 49 рублей; 6. Лимонад «Спрайт», 5 бутылок, изготовитель ООО «Кока Кола ЭичБиси Евразия», объемом 0,5 гр., дата изготовления <дата>, срок годности до <дата>, цена 49 рублей; 7. Лимонад «Фанта», 2 бутылки, изготовитель ООО «Кока Кола ЭичБиси Евразия», объемом 2 л., дата изготовления <дата>, срок годности до <дата>, цена 65 рублей за штуку. Обязать Индивидуального Предпринимателя Артюхову Р.В. Артюхову Р.В. прекратить противоправные действия по реализации некачественных и опасных пищевых продуктов в отношении неопределенного круга потребителей. Обязать Индивидуального Предпринимателя Артюхову Р.В. Артюхову Р.В. довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда в полном объеме в течение 10 (десяти) дней со дня вступления решения в законную силу путем опубликования его полного текста на сайте истца ***. Предоставить Самарской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Народный Контроль» право довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда за счет ответчика, с последующим взысканием с него стоимости публикации, в случае если ответчик не исполнит решение суда по публикации судебного решения в полном объеме. Взыскать с ИП Артюхова Р.В. в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей. Обязать ИП Артюхова Р.В. повысить уровень знаний сотрудников осуществляющих продажу товаров (продукции), путем их направления на курсы или лекции в области торговли и защиты прав потребителей, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением Советского районного суда г.Самара от <дата> гражданское дело передано для рассмотрения по подсудности в Куйбышевский районный суд г.Самара.

Определением Куйбышевского районного суда г.Самара от <дата> дело принято к производству.

Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена Рябова Е.Е.

В судебном заседании представитель истца СРОО ЗПП «Народный Контроль» по доверенности Беленовой Е.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить.

Ответчик ИП Артюхов Р.В. в судебном заседании с иском СРОО ЗПП «Народный Контроль» не согласился. Пояснил, что не имеет к продаже продукции отношения. О проведении проверки ему не было известно.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления. Представлено заключение о согласии с иском СРОО ЗПП «Народный Контроль».

Третье лицо Рябова Е.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Изучив материалы дела, пояснения ответчика, суд пришел к выводу об отказе в иске СРОО ЗПП «Народный Контроль».

В соответствии с п. 1. ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон № 2300-1) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 12 Закона № 2300-1 продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

В силу п. 1 ст. 45 Закона N 2300-1 граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них; осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей) (п. 2 ст. 45 Закона).

В соответствии со ст. 46 Закона N 2300-1 орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также осуществление общественного контроля установлены Федеральным законом от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее – Закон № 212-ФЗ).

Согласно п. 7 ст. 3 Закона № 212-ФЗ, особенности осуществления общественного контроля профессиональными союзами и общественными объединениями потребителей могут устанавливаться соответствующими федеральными законами.

Статьей 3 закона N 212-ФЗ предусмотрено право граждан на участие в осуществлении общественного контроля, в том числе, в случаях, предусмотренных федеральными законами, общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в отдельных сферах общественных отношений, могут быть наделены указанными федеральными законами дополнительными полномочиями по осуществлению общественного контроля (ч. 6).

В соответствии с ч. 2 ст. 4 закона N 212-ФЗ общественный контроль может осуществляться как в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, так и в иных формах, предусмотренных другими федеральными законами.

Одной из форм общественного контроля является общественная проверка, под которой в соответствии со ст. 20 ФЗ от 21.07.2014 N 212-ФЗ понимается совокупность действий субъекта общественного контроля по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Общественные проверки проводятся в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами.

Инициаторами общественной проверки могут быть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований и иные субъекты общественного контроля.

Порядок организации и проведения общественной проверки устанавливается ее организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (ч. 3).

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Организатор общественной проверки доводит до сведения руководителя проверяемых органа или организации информацию об общественной проверке, о сроках, порядке ее проведения и определения результатов (ч. 4).

При подготовке общественной проверки ее организатор вправе направить в проверяемые орган или организацию запрос о предоставлении необходимых для проведения общественной проверки документов и других материалов (ч. 6).

По результатам общественной проверки ее организатор подготавливает итоговый документ (акт), который должен содержать, в частности, основания для проведения общественной проверки, перечень документов и других материалов, изученных в ходе общественной проверки, установленные и документально подтвержденные факты и обстоятельства нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций или запись об отсутствии таковых, выводы о результатах общественной проверки и предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений (ч. 7).

В соответствии с п. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов дела видно, что СРОО ЗПП «Народный Контроль» зарегистрирована Управлением Министерства юстиции РФ, поставлена на учет в налоговом органе ИФНС по Октябрьскому району г.Самара по месту нахождения <дата>.

В соответствии с п.2.1 Устава СРОО ЗПП «Народный Контроль» целью деятельности является содействие защите прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение потребителей, защита их интересов.

На основании приказа СРОО ЗПП «Народный Контроль» № № от <дата> и ст. 45 Закона № 2300-1 Председателем организации Васюковым А.П., инспектором Флора И.А. проведены мероприятия общественного контроля за соблюдением прав потребителей в отношении торговой точки, расположенной по адресу: г.Самара, <адрес>, в ходе которых выявлены нарушения – продажа товара с истекшим сроком годности, о чем составлен акт проверки № от <дата>

Разрешая заявленные требования, дав оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд законного и обоснованно пришел к выводу, что они не отвечают требованиям допустимости (ст. 60 ГПК РФ).

Так, акт проверки составлен с нарушениями процессуальных норм, в нем указан руководитель Рябова Елена Евгеньевна, а не ИП Артюхов Р.В., подпись руководителя и ответчика в акте осмотра и информации о выявленных нарушениях прав потребителей в ходе мероприятий общественного контроля отсутствует. Кроме того, в акте проверки отсутствуют сведения о том, что в ходе мероприятий общественного контроля проводилась фото или видеосъемка, данный акт не содержит сведений о Приложениях – фото, видеосъемка, имеющиеся в деле фотографии и видеосъемка не свидетельствуют о времени и месте фиксации, т.е. не представляется возможным определить, где именно производилась фиксация и по какому адресу.

В нарушение требований ч. 4 ст. 20 закона N 212-ФЗ информация об общественной проверке, о сроках и порядке ее проведения не доведена организатором общественной проверки до сведения руководителя проверяемой организации.

Доказательств надлежащего уведомления ИП Рябовой Е.Е. либо ИП Артюхова Р.В. о проведенных мероприятиях или направлении ответчику ИП Артюхову Р.В. копии протокола в материалах дела нет.

Представленная в обоснование проведенного общественного контроля информация (информационный лист) не содержит сведений о порядке организации и проведения общественной проверки, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений.

Истцом не представлено доказательств направления информации о фактах нарушения прав потребителей для проведения проверки этих фактов в органы государственного надзора и органы местного самоуправления.

Так, одна только информация о факте выявленных нарушений не может является безусловным доказательством для признания действий ответчика противоправными и основанием для удовлетворения заявленных требований.

Кроме того, фотографии, видеосъемка сами по себе не могут свидетельствовать о выявленных недостатках, поскольку из них невозможно с достоверностью утверждать, что снимки были сделаны именно в помещении данной торговой точки, и не представляется возможным установить, имеет ли отношение заявленный в иске товар и изображенный на фотографиях, видео, к товарам, реализуемым ИП Артюховым Р.В. Товарный чек от <дата> содержит только три позиции товара в количестве – 5 шт, цену товара, без указания объема, изготовителя.

Таким образом, принимая во внимание существенное нарушение порядка проведения общественного контроля, с учетом конкретных обстоятельств данного дела, суд пришел к выводу, что истцом не представлено допустимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о совершении ИП Артюховым Р.В. противоправных действий.

Кроме того, не обоснованными в данном случае являются и требования СРОО ЗПП «Народный Контроль» в части возложения на ИП Артюхова Р.В. обязанности повысить уровень знаний сотрудников осуществляющих продажу товаров (продукции), путем их направления на курсы или лекции в области торговли и защиты прав потребителей, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Данные требования не основаны на законе.

Указанные выше обстоятельства в совокупности свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований. В связи с чем, суд пришел к выводу об отказе в иске в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковые требований Самарской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Народный Контроль» к ИП Артюхову Р.В. о признании действий противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, прекращении таких действий отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через Куйбышевский районный суд г.Самары в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий Е.Н. Иванова

Решение изготовлено в окончательной форме <дата>.

Председательствующий

Решение вступило в законную силу _____________________

копия верна

Судья:

Секретарь:

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн