Дело № 2-2888/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2017г. г. Омск
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе судьи Бажиной Т. В. при секретаре Шарипове А. С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Огородникова Е.Г. к ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санатарно - курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
Огородникова Е. Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. В обоснование требования указала, что она является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно по заболеванию, полученному в период военной службы. В <данные изъяты> года она обратилась к ответчику за предоставлением путевки на санаторно – курортное лечение, прохождение которого предусмотрено её индивидуальной программой реабилитации. До настоящего времени путевку она не получила, что нарушает её права, как инвалида, на обеспечение санаторно – курортным лечением в ДД.ММ.ГГГГ. Просит возложить на ответчика обязанность по предоставлению ей путевки на санаторно - курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ. за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании истец Огородникова Е. Е., представитель истца Темиргалиев Т. Э. /в соответствии с полномочиями доверенности/ заявленные исковые требования поддержали в полном объеме. Просили исковое заявление удовлетворить по доводам и основаниям, в нем изложенным.
Представитель ответчика - ГУ ОРО ФСС РФ – Паршаков В. А. /в соответствии с полномочиями доверенности/ в судебном заседании исковые требования не признал. Ссылался на то, что права истца не были нарушены, поскольку указанные путевки выдаются в порядке очередности по мере поступления финансирования.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьями 6.1, 6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту – Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ) предусмотрено, что право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в которые входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, имеют, в том числе инвалиды.
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Во исполнение указанного положения Министерством здравоохранения и социального развития РФ 29.12.2004 года был издан Приказ № 328, которым утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
Пунктом 3.1 названного Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории РФ и включенные в перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
В соответствии с п. 3.3 Порядка организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования РФ и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий РФ по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ.
Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения, оказание санаторно-курортной помощи осуществляются в установленном порядке (п. 3.4 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2004 года № 256.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 года № 834н утверждена новая форма справки - форма № 070/у «Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение», действующая с 09.03.2015 года.
В соответствии с п. 3.7 Порядка заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме № 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган. Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона РФ от 17.07.1999 года № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством РФ.
В п. 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, установлено, что финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования РФ.
Фонд социального страхования РФ распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. 11, 19 - 21 названных Правил).
Судом установлено, что, Огородникова Е. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно, заболевание получено в период военной службы, что подтверждается справкой серии № № (л.д. 6).
За заявкой на получение путевки истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. номер истца в очереди - <данные изъяты> (л. д. 22).
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 03.04.2014 № 686-О, обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что при условии соблюдения указанной последовательности согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ категории граждан, при этом внеочередное или первоочередное обеспечение путевками кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 указанного Федерального закона о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления путевок на санаторно-курортное лечение.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее получение, однако указанное не является основанием для возложения на соответствующий орган обязанности по ее предоставлению в первоочередном порядке по отношению к иным гражданам, обратившимся с заявлением ранее.
Таким образом, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что при вынесении решения необходимо также учитывать права иных граждан-получателей набора социальных услуг, вставших на соответствующий учет получения путевок на санаторно-курортное лечение, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истца, что противоречит положениям Конституции РФ, гарантирующей запрет осуществления прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц. Путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена истцу исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
Суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Огородникова Е.Г. к ГУ – Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о предоставлении путевки на санаторно - курортное лечение оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд путём подачи жалобы в Куйбышевский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т. В. Бажина