Дело № 2-1716/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2017 года г. Владивосток
Первомайский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Прасоловой В.Б.,
при секретаре Турдубаевой Э.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента труда и социального развития Приморского края к Попову Сергею Ивановичу о взыскании суммы неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент труда и социального развития Приморского края обратился в суд с иском к Попову С.И. о взыскании суммы неосновательного обогащения, в обоснование которого указал, что за период с 01.12.2013 по 30.11.2016 г. ответчик необоснованно получал ежемесячную денежную выплату по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как инвалид в размере 53417 руб. 35 коп., и в период с 01.12.2013 г. по 28.02.2014 г. субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 4488 руб. 61 коп. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, когда как проживал по другому адресу. 05.12.2016 г., 27.12.2016 г. истцом в адрес Попова С.И. направлялись уведомления о необходимости возврата указанной денежной суммы в добровольном порядке в течение 1 месяца, письма были возвращены с отметкой об истечении срока хранения. В связи с чем истец просит взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения в указанном размере.
Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.
В судебное заседание ответчик не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, сведениями об уважительности причин неявки суд не располагает. При указанных обстоятельствах, в силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
На основании ч. 7 ст. 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за инвалидами признано право на ежемесячную денежную выплату.
В части 5 названной статьи приведено, что ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.10. Постановления Губернатора Приморского края от 16.07.2008 N 63-пг "О форме, Порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края" граждане, получающие ежемесячную денежную выплату (далее - получатели), обязаны подать в порядке, установленном пунктом 2.5 настоящего Порядка, заявление об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты (изменение состава семьи, изменение площади занимаемого жилого помещения, изменение перечня коммунальных услуг, изменение места регистрации по месту жительства (пребывания), временного отсутствия лиц, совместно зарегистрированных с заявителем, изменение основания предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, указанного в пункте 1.1 настоящего Порядка), или об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления ежемесячной денежной выплаты, в течение 10 дней с момента их наступления с приложением документов, подтверждающих наступление этих обстоятельств, и документа, указанного в подпункте "в" пункта 2.3 настоящего Порядка, в случае его отсутствия в территориальном отделе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее Правила).
В силу пункта 3 Правил право на субсидии имеют, в том числе собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.
В силу подпункта "а" пункта 8 указанных Правил, для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением в том числе копий документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заявитель, проходящий военную службу по контракту, зарегистрированный по месту жительства по адресу воинской части, но проживающий ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма), прилагает к заявлению о предоставлении субсидии копию договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В силу п. 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
В соответствии с пп. «а» п. 60 правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии изменения места постоянного жительства получателя субсидии.
В соответствии с п. 49 Правил необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средств добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ответчик являлся собственником 5/6 доли в праве на жилое помещение по адресу: <адрес>.
На момент предоставления ежемесячной выплаты и пособия имел регистрацию по указанному адресу.
С 12.11.2013 г. Попов С.И. снят с регистрационного учета по адресу: <адрес>, с 03.02.2014 г. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
В судебном заседании установлено, что за период с 01.12.2013 года по 30.11.2016 года, а также в период с 01.12.2013 г. по 28.02.2014 г. Попов С.И. путем предоставления недостоверной информации о своем месте жительства, незаконно получал ежемесячную денежную выплату на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, а также субсидии на оплату жилья и ЖКУ.
В связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика незаконно полученной субсидии в заявленной сумме.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 1104 ГК РФ имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре.
Согласно п. 4 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Однако, судом не установлено и ответчиком не представлено доказательств каких-либо юридических фактов, возникших на основании закона, иного правового акта, сделки, либо вследствие причинения вреда, в силу которых у истца возникло обязательство по передаче указанной денежной суммы ответчику, а у ответчика основания для ее сбережения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Департамента труда и социального развития Приморского края к Попову С.И. о взыскании необоснованно полученных ежемесячной денежной выплаты как инвалиду в размере 53417 руб. 35 коп. за период с 01.12.2013 г. по 30.11.2016 гг., а также субсидии в размере 4488 руб. 61 коп. за период с 01.12.2013 по 28.02.2014 гг., а всего 57 905 руб. 96 коп.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Взыскать с Попова Сергея Ивановича в пользу Департамента труда и социального развития Приморского края необоснованно полученные денежные средства в сумме 57 905 руб. 96 коп.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья В.Б. Прасолова
Мотивированное решение суда изготовлено 26.07.2017 г.