Дело № 2-2851/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2017г. Санкт-Петербург
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи А.Н. Рябинина,
при секретаре А.В. Климовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Г. » к Дидрихсону В.Ю. о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
СПб ГКУ «Г. » обратился в суд с иском к Дидрихсону В.Ю., просил взыскать с ответчика денежные средства в размере 70675,64 руб. В обоснование своих требований истец указал, что ответчику, ранее зарегистрированному по адресу: <адрес>, по личному заявлению были назначены: с 04.06.2006г. ежемесячная денежная выплата ветерану труда по Закону Санкт-Петербурга № 589-79 от 24.11.2004г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге»; с 04.02.2006г. ежемесячная пожизненная компенсация детям, оставшимся без попечения репрессированных родителей по Закону Санкт-Петербурга № 181-20 от 08.05.2003г. «О компенсационных выплатах лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным»; с 01.11.2009г. при личном обращении в ВЦКП по личному заявлению была предоставлена льгота по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; с 01.01.2010г. льгота автоматизировано, переведена в меру социальной поддержки в виде денежной выплаты ветерану труда, льгот по оплате ЖКУ в соответствии с п. 2.2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 1258 от 11.11.2009г. «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» и Закону Санкт-Петербурга № 228-45 от 21.05.2009г. «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге». В феврале 2016г. в СПб ГКУ «Г. » из отдела социальной защиты населения администрации Красногвардейского района поступили решения о прекращении всех вышеуказанных выплат с 01.03.2012г., так как ответчик 01.12.2012г. был снят с регистрационного учёта в Санкт-Петербурге по решению суда, в связи с чем образовалась переплата по ЖКУ за период с 01.03.2012г. по 30.11.2015г. в сумме 70675,64 руб.
Представитель СПб ГКУ «Г. » в судебное заседание не явился, просил слушать дело в его отсутствие.
Дидрихсон В.Ю. в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, извещался судом о времени и месте слушания дела по адресу регистрации по последнему известному месту жительства, уважительных причин неявки суду не представил, не просил слушать дело в его отсутствие, возражений по иску не представил, дело рассмотрено в отсутствии ответчика по ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.
Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Законом РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначение, перерасчёт размеров и выплата пенсии производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лица, обратившегося за пенсией, то есть получатель пенсии может проживать в любом населённом пункте России, а получать её по месту прежней регистрации.
На основании ст. 1 указанного Закона меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга устанавливаются для пенсионеров - граждан РФ, постоянно зарегистрированных по месту жительства в Санкт-Петербурге и для граждан без определённого места жительства при условии прохождения ими учёта в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.
Согласно п. 7 «Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан Российской Федерации, постоянно зарегистрированных по месту жительства в Санкт-Петербурге», утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 2085 от 29.12.2004г. «О предоставлении ежемесячной денежной и ежемесячной социальной выплат отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге», гражданам, у которых право на денежную выплату возникает после 01.01.2005г., денежная выплата назначается со дня обращения на основании решения отдела, где гражданин имеет место жительства (п. 9 - 11 Порядка).
Денежная выплата назначается на срок, в течение которого гражданин относится к данной категории лиц, имеющих право на денежную выплату, в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга (п. 13 Порядка).
В соответствии с Законом РФ № 1761-1 от 18.10.1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий» компенсации назначаются лицам, постоянно проживающим на территории Российской федерации. Реабилитированные лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (ст. 16 Закона).
В соответствии со ст. 1 Закона Санкт-Петербурга № 181-20 от 08.05.2003г. «О компенсационных выплатах лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным», его действие распространяется на граждан, постоянно проживающих на территории Санкт-Петербурга.
На основании пунктов 1 и 4 Положения «О порядке назначения и осуществления компенсационных выплат лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным», утвержденного распоряжением Комитета по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга № 18-р от 14.08.2003г. компенсация реабилитированному лицу назначается гражданам, постоянно проживающим в Санкт-Петербурге на основании решения отдела социальной защиты населения администрации района Санкт-Петербурга, где гражданин постоянно зарегистрирован по месту жительства. Излишне выплаченные суммы компенсаций возмещаются гражданином добровольно, а в случае спора - взыскиваются в порядке, установленном действующим законодательством (п. 12).
Согласно ст. 22 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах» обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона Санкт-Петербурга № 221-32 от 05.05.2006г. «О жилищной политике Санкт-Петербурга», размеры регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются законом Санкт-Петербурга. Размеры регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга.
Согласно п. 1.3 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 1258 от 11.11.2009г. «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» денежные выплаты предоставляются гражданину на одно жилое помещение (жилой дом (часть жилого дома), квартиру (часть квартиры, в том числе несколько комнат), комнату) по месту его жительства.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78На основании п. 2.8 указанного Положения граждане обязаны извещать администрацию района Санкт-Петербурга об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат в течение одного месяца со дня наступления указанных обстоятельств.
Предоставление денежных выплат прекращается на основании решения администрации района с l-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на денежную выплату (п. 2.9.2 Положения).
Граждане, которые не известили администрацию об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат в срок, указанный в п. 2.8 настоящего Положения, обязаны возвратить необоснованно полученные денежные средства. В случае отказа от возврата необоснованно либо излишне полученных денежных выплат они подлежат зачислению в счет будущих денежных выплат при наличии права гражданина на получение денежных выплат либо взыскиваются в судебном порядке (п. 2.11 Положения).
В соответствии с подпунктами 2 и 4 пункта 1 статьи 60; статьи 62, статьи 64 Социального Кодекса Санкт-Петербурга меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга предоставляются пенсионерам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге и для граждан без определённого места жительства при условии прохождения ими учёта в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, что подтверждается только данными органов регистрационного учета либо решением суда (п. 4 ст. 4 Социального кодекса), и гражданам без определенного места жительства при условии их постановки на учет в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 1010 от 17.08.2007г. «Об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства» (п. 3 ст. 4 Социального кодекса).
Согласно п. 8 указанного выше Порядка перечисление ЕДВ прекращается в случаях утраты гражданином права на получение ЕДВ с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
В соответствии с п. 11 Порядка при наступлении обстоятельств, влекущих прекращение предоставления ежемесячной денежной выплаты, гражданин обязан в течение десяти рабочих дней в письменном виде сообщить об этих обстоятельствах в администрацию района. В случае установления факта излишнего перечисления ЕДВ администрация района организует работу по возврату гражданином в добровольном порядке в бюджет Санкт-Петербурга излишне выплаченных сумм, в случае отказа гражданина - в порядке, установленном действующим законодательством (п. 13 Порядка).
При расчете сумм денежных выплат льгот по оплате ЖКУ учитывается региональный стандарт стоимости ЖКУ и напрямую зависит от количества лиц, на которых начисляется квартирная плата.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, ответчику, ранее зарегистрированному по адресу: <адрес>, по личному заявлению были назначены: с 04.06.2006г. ежемесячная денежная выплата ветерану труда по Закону Санкт-Петербурга № 589-79 от 24.11.2004г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге»; с 04.02.2006г. ежемесячная пожизненная компенсация детям, оставшимся без попечения репрессированных родителей по Закону Санкт-Петербурга № 181-20 от 08.05.2003г. «О компенсационных выплатах лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным»; с 01.11.2009г. при личном обращении в ВЦКП по личному заявлению была предоставлена льгота по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; с 01.01.2010г. льгота автоматизировано, переведена в меру социальной поддержки в виде денежной выплаты ветерану труда, льгот по оплате ЖКУ в соответствии с п. 2.2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 1258 от 11.11.2009г. «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» и Закону Санкт-Петербурга № 228-45 от 21.05.2009г. «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге».
В феврале 2016г. в СПб ГКУ «Г. » из отдела социальной защиты населения администрации Красногвардейского района поступили решения о прекращении всех вышеуказанных выплат с 01.03.2012г., так как ответчик 01.12.2012г. был снят с регистрационного учёта в Санкт-Петербурге по решению суда, в связи с чем образовалась переплата: ЕДВ за период с 01.03.2012г. по 30.09.2015г. в сумме 27854,88 руб.; компенсации за период с 01.03.2012г. по 31.12.2015г. в сумме 20514,05 руб. и ЖКУ за период с 01.03.2012г. по 30.11.2015г. в сумме 70675,64 руб.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона в гражданском процессе обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается.
Ответчик не представил суду доказательств, которые бы явились основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Учитывая то, что ответчик утратил право на получение данных выплат, в связи с тем, что в оспариваемый период не имел регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге и не осуществлял оплату за жилое помещение и коммунальные услуги по адресу: <адрес>, за которое ему была начислена выплата ЖКУ, поэтому следует признать сумму 70675,64 руб. неосновательным обогащением и взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в размере 70675,64 руб.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика также в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2320,27 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 67, 68, 71, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Взыскать с Дидрихсона В.Ю. в пользу СПб ГКУ «Г. » денежные средства в размере 70675 руб. 64 коп.
Взыскать с Дидрихсона В.Ю. государственную пошлину в доход государства в размере 2320 руб. 27 коп.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.
Судья: подпись
Мотивированное решение изготовлено 23.06.2017г.