Дело № 2-3317/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2017 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Симон Н.Б.
при секретаре Шмидт Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барнауле к ФИО1 о взыскании излишне уплаченной суммы пенсии по случаю потери кормильца,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барнауле обратилось в суд с иском к ответчику о взыскании излишне уплаченной суммы пенсии по случаю потери кормильца. В обоснование требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлась получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца – ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ из ФГБОУ ВПО «ФИО6» поступил ответ о том, что ФИО1 переведена на заочную форму обучения с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 не известила пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пенсии, в связи с чем, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность (переплата) пенсии в размере 142 350,95 рублей, переплата по федеральной социальной доплате (ФСД) в размере 5 045,04 руб., что составило 147 395,99 рублей. Удержание переплаты пенсии с ФИО1 невозможно, так как выплата пенсии прекращена с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барнауле просит взыскать с ответчика сумму переплаты социальной пенсии по случаю потери кормильца в размере 142 350 рублей 95 копеек, федеральной социальной доплаты к пенсии в размере 5 045 рублей 04 копейки, всего 147 395 рублей 99 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 147,92 руб.
Представитель истца в суд не явился, извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании наличие переплаты не отрицала.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" социальная пенсия является одним из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Частью 6 приведенной нормы и п.п. 8 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается нетрудоспособным гражданам.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери имеют право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом (ст. 13 ФЗ N 166-ФЗ от 15.12.2001 в ред. от 21.07.2014 N 216-ФЗ).
В силу требований ст. 12.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Положениями частей 2, 3 названной нормы закона определены суммы денежных выплат, подлежащих учету при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера.
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Социальная доплата к пенсии детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливается в соответствии с настоящей статьей в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату (п.п. 4, 7 ст. 12.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 26 ФЗ «О страховых пенсиях» от 08.12.2013 № 400-ФЗ пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Аналогичные положения содержатся и в п.4 ст. 23 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ч. 12 ст. 12.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ.
Данная обязанность, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 25.09.2014 N 2073-О, направлена на обеспечение сохранности средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и предотвращение их перерасхода вследствие необоснованной выплаты страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе трудовых пенсий), чем гарантируется защита интересов всех субъектов обязательного пенсионного страхования: застрахованных лиц, страхователей и страховщика.
Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривалась ответственность физических и юридических лиц за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 25 названного Федерального закона в случае, если представление недостоверных сведений или их несвоевременное представление повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают пенсионному органу причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в пункте 1 данной статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены и в ст. 28 ФЗ «О страховых пенсиях» от 08.12.2013 № 400-ФЗ. При этом в силу ч. 12 12.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации суммы пенсии, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что одним из обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения возникшего спора, является установление недобросовестности со стороны ФИО1 при несообщении о факте ее перевода на заочную форму обучения.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку пенсионный орган обратился в суд с иском о взыскании излишне выплаченной суммы пенсии и доплаты к ней, ссылаясь в обоснование своих требований на наличие недобросовестности со стороны ответчика при несообщении о факте перевода на заочную форму обучения, а действующее законодательство не допускает возложения на гражданина обязанности по возмещению возникшего в результате необоснованного назначения трудовой пенсии перерасхода средств на выплату трудовых пенсий Пенсионному фонду Российской Федерации при отсутствии недобросовестности со стороны получателя пенсии и счетной ошибки, то именно на истца как на орган, назначивший ответчику пенсию и осуществляющий ее пенсионное обеспечение, возлагается бремя доказывания указанного выше юридически значимого обстоятельства.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. назначена пенсия по случаю потери кормильца - отца ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием к назначению пенсии явилась справка ФГБОУ ВПО «ФИО6» от ДД.ММ.ГГГГ №, представленная ФИО1 в соответствии с которой ответчик с 2013 года являлась студентом института психологии и педагогики данного образовательного учреждения очной формы обучения на срок обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была назначена и выплачивалась федеральная социальная доплата к пенсии.
Из материалов гражданского дела следует, что в заявлении о назначении пенсии ответчик был предупрежден об основаниях прекращения выплаты пенсии и доплаты к ней, о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, об ответственности за достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, в соответствии с п. 4 ст. 23 и ст. 25 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ в УПФР в г. Барнауле поступила информация ФГБОУ ВПО «ФИО6», согласно которой ФИО1 на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ переведена на заочную форму обучения с ДД.ММ.ГГГГ.
Данное обстоятельство являлось основанием для прекращения с ДД.ММ.ГГГГ выплаты пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии в связи с утратой права на пенсию в соответствии с п.3 ч. 1 ст. 25 ФЗ «О страховых пенсиях» от 08.12.2013 № 400-ФЗ, п.26 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты», утвержденных приказом Минздравсоразвития РФ от 30.09.2009 № 805н.
О прекращении выплаты пенсии и социальной доплаты к пенсии пенсионным органом приняты соответствующие решения.
Решением Управления ПФР в г. Барнауле от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что произведена необоснованная выплата пенсии в сумме 142 350, 95 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и федеральной социальной доплаты к пенсии в сумме 5 045,04 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 предложено указанную переплату внести на счет Отделения ПФР по Алтайскому краю.
До настоящего времени данная переплата не погашена.
Оценивая установленные по делу обстоятельства, имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи на основании ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 было достоверно известно об основаниях прекращения выплаты пенсии и доплаты к ней, о необходимости безотлагательно извещать об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, об ответственности за достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также достоверно известно о дате перевода на заочную форму обучения.
С учетом изложенного, суд находит, что в действиях ответчика имеется недобросовестность, так как, зная о переводе и своей обязанности сообщить об этом в Пенсионный фонд, ответчик такие сведения до истца не довела, в результате чего возникла излишняя выплата пенсии по случаю потери кормильца и доплаты к ней. Указанные обстоятельства не могут быть расценены как добросовестность со стороны ответчика в получении социальной пенсии по случаю потери кормильца и доплаты к ней.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию излишне выплаченная пенсия и доплата к ней.
Истцом заявлено о взыскании излишне выплаченной пенсии в сумме 142 350 рублей 95 копеек, федеральной социальной доплаты к пенсии в сумме 5 045,04 руб., сформировавшейся за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд соглашается с представленным истцом расчетом, как соответствующим требованиям закона, ответчик возражений против расчета не представила.
При установленных обстоятельствах, суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о взыскании с ФИО1 в пользу Управления Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле суммы переплаты пенсии по случаю потери кормильца и доплаты к ней в общем размере 147 395,99 руб.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 147, 92 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Барнауле Алтайского края сумму переплаты пенсии по случаю потери кормильца в размере 142 350 рублей 95 копеек, федеральной социальной доплаты к пенсии в размере 5 045 рублей 04 копейки, всего 147 395 рублей 99 копеек.
Взыскать с ФИО1 в пользу Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Барнауле Алтайского края государственную пошлину в размере 4 147 рублей 92 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула.
Председательствующий Н.Б. Симон
Верно
Судья___________________Н.Б.Симон
Секретарь_______________Е.А.Шмидт