8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об уменьшении размера исполнительского сбора № 2-1534/2017 ~ М-1342/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

дело № 2-1534/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград ДД.ММ.ГГГГ

Ворошиловский районный суд <адрес>

в составе: председательствующего судьи Юдкиной Е.И.

     при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску комитета по жилищной политики администрации Волгограда к УФССП по Волгоградской области об уменьшении размера исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

комитет по жилищной политики администрации Волгограда обратился в суд с иском к УФССП по Волгоградской области, в котором просит уменьшить размер исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований указав, что вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решением Ворошиловского районного суда <адрес> на комитет по жилищной политики администрации Волгограда возложена обязанность по проведению всех необходимых действий по реализации права ФИО5 на обеспечение за счет средств федерального бюджета жилым помещением на состав семьи 4 человека в соответствии с Порядком обеспечения на территории <адрес> за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П «О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы». На основании исполнительного листа судебным приставом-исполнителем <адрес> отдела УФССП по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство. Согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составил пять дней. Указанное исполнительное производство было передано на исполнение в МО по ОИП УФССП по <адрес> и постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на комитет возложена обязанность по оплате исполнительского сбора в размере пятидесяти тысяч рублей. Полагает, что установленный для оплаты должнику исполнительный сбор слишком велик и его сумма несправедлива, поскольку не учитывает то обстоятельство, что комитетом предпринимались все необходимые усилия для скорейшего исполнения данного решения суда и невозможность своевременного исполнения данного решения вызвана, прежде всего, обстоятельствами не зависящими от воли должника. При этом, считает, что отсутствует какая-либо вина комитета в нарушении установленных судебным приставом-исполнителем сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство было окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа, следовательно, по мнению истца, имеется основание для уменьшения размера исполнительского сбора по вышеуказанному исполнительному производству.

В судебном заседании представитель истца комитета по жилищной политике администрации Волгограда, действующий на основании доверенности ФИО3 исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика УФССП по <адрес> и третье лицо судебный пристав-исполнитель МО по ОИП УФССП России по <адрес> ФИО4, будучи надлежаще извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин его неявки не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, письменных возражений относительно заявленных требований не представили.

Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.

Исследовав материалы дела в их совокупности, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2,3 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

В соответствии с п. 11 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор согласно п. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В соответствии с п. 2 ст. 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В силу п. 6 ст. 112 данного Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

На основании ч. 2 ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности) кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Как установлено в ходе судебного разбирательства на основании исполнительного листа ВС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного взыскателю Ворошиловским районным судом Волгограда судебным приставом-исполнителем <адрес> отдела судебных приставов <адрес> УФССП по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении комитета по жилищной политике администрации Волгограда с предметом исполнения обязать по проведению всех необходимых действий по реализации права ФИО5 на обеспечение за счет средств федерального бюджета жилым помещением на состав семьи 4 человека в соответствии с Порядком обеспечения на территории <адрес> за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П «О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы», пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства, должнику установлен срок добровольного исполнения требований в течение суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

В процессе исполнения требований исполнительного документа указанное исполнительное производство постановлением судебного пристава исполнителя <адрес> отдела судебных приставов <адрес> УФССП по <адрес> ль ДД.ММ.ГГГГ было передано на исполнение в МО по ОИП УФССП по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава исполнителя МО по ОИП УФССП по <адрес> исполнительное производство №-ИП принято к исполнению присвоен регистрационный номер №-ИП.

Материалами дела подтверждено, что в установленный для добровольного исполнения срок изложенные в вышеуказанном исполнительном документе, требования комитетом исполнены не были, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ОИП УФССП по <адрес> было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

При этом, в судебном заседании стороной истца не оспаривался факт своевременного получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства с указанием на установление 5-дневного срока для добровольного исполнения и предупреждением о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения требований исполнительного документа без уважительных причин в установленный срок.

Не оспаривалось комитетом также и своевременное получение вышеуказанного постановления о взыскании исполнительского сбора.

Разрешая по существу доводы истца о том, что имеются достаточные основания для уменьшения размера исполнительского сбора, поскольку указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности по объективным причинам исполнить в добровольном порядке требования, содержащиеся в исполнительном документе, суд исходит из следующего.

В силу положений гражданского законодательства РФ, лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора, либо уменьшить размер исполнительского сбора.

Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обозначенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Исходя из толкования пп. 1,3,7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. В связи с чем, судебным приставом-исполнителем необходимо выносить постановления о взыскании исполнительского сбора в отношении бюджетного учреждения или органа местного самоуправления, так как законодательство об исполнительном производстве не дифференцирует порядок и условия исполнения требований в зависимости от субъективного состава участников исполнительного производства.

Ответственность должника за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязательства или за причинение вреда исключается при наличии действия непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).

Рассматривая по существу доводы истца о том, что имеются достаточные основания для уменьшения размера исполнительского сбора, суд учитывает следующее.

Как пояснил в судебном заседании представитель истца, во исполнение вышеуказанного решения суда комитетом были приняты следующие меры.

В соответствии с пунктом 2.2 порядком обеспечения на территории <адрес> за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы комитетом учетное дело ФИО5 направлено в комитет строительства <адрес> с приложением заявления ФИО5 об избрании формы предоставления жилого помещения в собственность бесплатно.

Приказом комитета строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД ФИО5 отказано в предоставлении жилых помещений (квартир) в собственность бесплатно.

ДД.ММ.ГГГГ в комитет строительства <адрес> повторно направлено учетное дело ФИО5 в течение 20 дней со дня поступления учетного дела.

Приказом комитета строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД ФИО5 отказано в предоставлении жилых помещений (квартир) в собственность бесплатно.

ДД.ММ.ГГГГ приказом комитета строительства <адрес> №-ОД ФИО5 признана получателем жилого помещения.

Таким образом, оценивая представленные суду доказательства, как в отдельности, так и в совокупности и взаимосвязи между собой, принимая во внимание, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава исполнителя МО по ОИП УФССП по <адрес> исполнительное производство №-ИП окончено, в связи с фактическим исполнением требований исполнительного листа, суд приходит к выводу о том, что комитетом по жилищной политике администрации Волгограда предприняты меры для исполнения судебного решения, что фактически свидетельствует о наличии оснований для уменьшения размера исполнительского сбора, являющегося штрафной санкцией при неисполнении судебных решений в отсутствии уважительности причин его неисполнения должником.

Кроме того, при разрешении данного иска по существу, суд учитывает, что размер данного исполнительного сбора, наложенного судебным приставом, не отражает в полной мере степень вины должника в несвоевременном исполнении данного судебного акта и все предпринятые комитетом по жилищной политике администрации Волгограда, как должником меры направленные на его скорейшее исполнение.

С учетом вышеупомянутой правовой позиции Конституционного Суда РФ, принимая во внимание наличие уважительных причин несвоевременного исполнения вступившего в законную силу судебного акта, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований, позволяющих снизить в установленных законом пределах размер исполнительского сбора, взыскиваемого с должника по исполнительному производству с 50 000 рублей до 37 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

исковые требования комитета по жилищной политики администрации Волгограда к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об уменьшении размера исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.

Уменьшить размер исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ОИП УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ с 50 000 рублей до 37 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда.

Председательствующий                      Е.И. Юдкина

    Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

    Судья Е.И. Юдкина