8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об отказе в возбуждении исполнительного производства № 2а-2216/2017 ~ М-1723/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                           27 апреля 2017 г.                                     г. Самара

       Ленинский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Грицык А.А.,

при секретаре Канаевой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по административному исковому заявлению ООО «Управляющая компания №» к и.о. судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> С.А.С., ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> о признании незаконным постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Управляющая компания №» обратилась в суд с административным исковым заявлением к и.о. судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес> С.А.С., ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> о признании незаконным постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства, мотивировав свои требования следующим.

ООО «УК №» является взыскателем по судебному приказу от ДД.ММ.ГГГГ по делу № о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг к должнику Ш.В.В., выданному мировым судьей судебного участка № <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был предъявлен взыскателем к исполнению в ОСП <адрес>, однако, ДД.ММ.ГГГГ и.о. судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> № отказало заявителю в возбуждении исполнительного производства в связи с тем, что в исполнительном документе не указано место рождения должника. Административный истец считает, что постановление является незаконным и необоснованным.

Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Федерального закона № 229-ФЗ).

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 13 Закона № 229-ФЗ в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава- исполнителя, судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - год и место рождения, место работы (если оно известно).

Согласно пункту 1 статьи 31 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным, либо не соответствует требованиям, установленным в статье 13. Закона № 229-ФЗ.

Переданный на исполнение и.о. судебного пристава-исполнителя С.А.С. судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ по делу № содержит сведения о фамилии, имени и отчестве должника, дате его рождения, а также об адресе места жительства, по которому можно идентифицировать должника. Таким образом, не указание данных о месте рождения должника не является непреодолимым препятствием к возбуждению исполнительного производства и исполнению требований судебного приказа. Указание таких сведений лишь ускоряет процесс исполнительного производства. При этом судебный приказ выдается в рамках судопроизводства, и судебный пристав-исполнитель не вправе подменять собой вышестоящую судебную инстанцию.

Помимо указанного следует иметь в виду, что указание судами всех предусмотренных ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве» сведений не всегда возможно. Так, при выдаче судебного приказа по делу № мировой судья судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> - и.о. мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> не обладал сведениями о месте рождения должника-гражданина, месте его работы ввиду того, что должник при вынесении судебного приказа участвовать не может, а документы, из которых суд мог бы получить достоверную информацию, не могли быть представлены взыскателем при подаче заявления в суд. При этом, правовые нормы, обязывающие суды устанавливать такие сведения путем направления соответствующих запросов, отсутствуют. В этой связи отказ судебного пристава-исполнителя в принятии к исполнению судебного приказа суда по мотиву не указания в нем сведений о месте рождения должника формален и незаконен. Иной подход к решению данного вопроса грубо нарушает права взыскателя на исполнение состоявшегося в его пользу судебного решения.

    Переданный на исполнение в отдел судебных приставов судебный приказ содержал все необходимые сведения, предусмотренные ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве, в связи с чем у судебного пристава-исполнителя.

    Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил признать незаконным постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное и.о. судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП России по <адрес>; обязать судебного пристава-исполнителя возбудить исполнительное производства по судебному приказу.

В судебном заседании представитель ООО «УК №» - по доверенности Ч.Н.В. – заявленные требования признала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика ОСП <адрес>, административный ответчик о.и. судебного пристава-исполнителя С.А.С. – в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, причину неявки не сообщили.

Представитель заинтересованного лица – УФССП России по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия их представителя.

          Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования о признании постановления незаконным подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд района, на территории которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо.

Согласно ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства указан в ст. 31 ФЗ "Об исполнительном производстве".

Требования, предъявляемые к исполнительным документам, содержатся в ст. 13 ФЗ "Об исполнительном производстве", перечень их является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В силу ч. 1 ст. 428 ГПК РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются: исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.

В соответствии с ч. 1, 8, 17 ст. 30 указанного закона, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Из материалов дела следует, что по заявлению управляющей компании ООО «УК №» ДД.ММ.ГГГГ мировым судей судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> – и.о. мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> выдан судебный приказ № г. о взыскании с должника Ш.В.В. задолженности по оплате коммунальных платежей. Указанный приказ вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ и передан на исполнение заявителю.

ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ предъявлен взыскателем к исполнению в ОСП <адрес>.

Установлено, что постановлением и.о. судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в возбуждении исполнительного производства на основании п.5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с тем, что в исполнительном документе не указано место рождения должника.

Требования, предъявляемые к исполнительным документам, закреплены в статье 13 ФЗ "Об исполнительном производстве".

Согласно подпункту "а" пункта 5 части 1 названной нормы предусмотрено, что в исполнительном документе должны быть указаны, в том числе для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - дата и место рождения, место работы (если оно известно), за исключением судебных приказов.

При этом, отсутствие в исполнительном документе сведений о месте рождения должника в качестве самостоятельных оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства, закон не содержит.

Из буквального содержания положений пп. "а" п. 5 ч. 1 ст. 13 ФЗ "Об исполнительном производстве" следует, что сведения о дате и месте рождения, месте работы должника в исполнительном документе указываются только в том случае, если они были известны суду и не относятся к судебному приказу.

При этом, обязательное указание сведений о дате, месте рождения должника, а также точный адрес должника направлено на обеспечение идентификации должника. Вместе с тем, судебный пристав-исполнитель при возникновении вопроса об идентификации должника или обстоятельствах, связанных с идентификацией должника, не лишен возможности устранить сомнения, запросив дополнительные сведения.

Судебный приказ, выданный мировым судьей, предъявленный к принудительному исполнению, содержит данные о фамилии, имени и отчестве должника, дату рождения, его место регистрации, что позволяет его идентифицировать и осуществлять исполнительные действия. Сведения о месте рождения ни заявителю ООО «УК №» ни суду не были известны.

Вместе с тем, следует отметить, что суд при выдаче судебного приказа лишен возможности истребовать какие-либо сведения, поскольку не проводиться рассмотрение дела по существу с участием сторон.

В соответствии со статьей 12 Закона о судебных приставах судебный пристав-исполнитель имеет право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения.

Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона "Об исполнительном производстве" полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О судебных приставах" и иными федеральными законами.

Кроме того, указание в исполнительном документе предусмотренных ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве" сведений о гражданах и организациях имеет собой цель однозначного определения лиц, в отношении которых должны производиться исполнительные действия. Отказ в возбуждении исполнительного производства в случае не указания в исполнительном документе данных о дате рождения должника, когда она не известна взыскателю и суду, не может быть признано законным, поскольку нарушает гарантированное взыскателю статьей 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту, включающее право на исполнение судебного акта в разумный срок.

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

При таких обстоятельствах, учитывая, что постановление судебным приставом-исполнителем вынесено с нарушений требований законодательства об исполнительном производстве, в связи с чем имеются основания для признания постановления незаконным.

Между тем, требование об обязании судебного пристава-исполнителя возбудить исполнительное производство основаны на неправильном толковании закона. Суд не вправе в рамках рассмотрения вопроса о признании незаконным постановление, возлагать на орган обязанность возбудить исполнительное производство.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Признать постановление судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении исполнительного производства незаконным.

Обязать судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> рассмотреть заявление ООО «Управляющая компания №» о возбуждении исполнительного производства на основании судебного приказа, выданного мировым судей судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> – и.о. мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по делу № г. о взыскании с должника Ш.В.В. задолженности по оплате коммунальных платежей в установленный законом срок с момента вступления настоящего решения в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                подпись                                          А.А. Грицык

Копия верна.

Судья

Секретарь

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн