Дело № 2-3420/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2017года, город Пермь Пермского края,
Индустриальный районный суд в составе:
Судьи Турьевой Н.А.,
При секретаре Чупиной Е.С.,
С участием представителя истца Кучукбаевой М.А., действующей на основании доверенности,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000рублей,
Третье лицо: Управление федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Пермского края обратилось в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000рублей по исполнительному производству №-ИП о возложении на Правительство Пермского края обязанности предоставить ЕЮБ благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 кв.м. на территории Юрлинского муниципального района Пермского края, указав в его обоснование следующее.
17.02.2017года судебным приставом-исполнителем Межрайонного Отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ленинским городским судом Пермского края. Постановление о возбуждении получено должником 01.03.2017года.
06.03.2017года в адрес судебного пристава-исполнителя была направлена информация о причинах невозможности исполнения решения суда в пятидневный срок.
23.01.2017года ЕЮБ. выразила отказ от предоставления ей жилого помещения в <адрес>.
03.02.2017года ЕЮБ выразила предварительное согласие на предоставление жилого помещения в <адрес>.
22.02.2017года ЕЮБ выразила отказ от предоставлений ей жилого помещения в <адрес>
28 декабря 2015года Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края заключен государственный контракт на приобретение жилых помещений специализированного жилищного фонда на территории г. Краснокамска.
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2016 году регистрация права собственности на приобретенные жилые помещения в строящихся домах ожидалась в сентябре 2016 года.
29.09.2016года был составлен акт обследования жилых помещений №, были выявлены замечания, которые необходимо было устранить.
03.11.2016года был осуществлен повторный осмотр жилых помещений комиссией, составлен акт №, в котором также были указаны замечания для устранения.
16.12.2016года после осмотра составлен и подписан еще один акт обследования жилых помещений.
22.12.2016года осуществлялась регистрация права собственности на жилые помещения.
29.12.2016года жилье было включено в специализированный жилищный фонд Пермского края.
26.04.2017года ЕЮБ выразила согласие на предоставление ей жилого помещений по адресу: <адрес>.
16.05.2017года с ЕЮБ был заключен договор найма специализированного жилого помещения. № дс.
02.06.2017года было утверждено мировое соглашение между ЕЮБ и Правительством Пермского края.
09.06.2017года судебным приставом - исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований.
Правительство полагает, что представило доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель истца на иске настаивает.
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю ФИО. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Управление федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю о рассмотрении дела извещено, его представитель в суд не явился.
Выслушав представителя истца, изучив материалы настоящего гражданского дела, а также исполнительное производство №-ИП, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 56 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 12 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на предоставление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
Согласно пункта 2 статьи 13 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Пункт 3 вышеуказанной нормы ГПК РФ гласит, что неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную Федеральным законом.
В соответствии со стаьей 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»: исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пять тысяч рублей, с должника-организации - пятьдесят тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.В случае принятия судом к рассмотрению, указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2011 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции РФ).
Из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда Пермского края, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ12.2016г. по делу № на Правительство Пермского края возложена обязанность предоставить ЕЮБ, ДД.ММ.ГГГГ рождения, на территории Юрлинского муниципального района Пермского края благоустроенное применительно к условиям существующего населенного пункта, жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33кв.м.
На основании выданного для исполнения указанного решения исполнительного листа судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю 17.02.2017года возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника – Правительства Пермского края, срок для добровольного исполнения требований установлен до 5 дней. Должник в установленный для добровольного исполнения судебного акта пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства не исполнил решение Ленинского районного суда г. Перми.
16.03.2017г. СПИ МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000рублей с должника по исполнительному производству.
В соответствии с ч. 1 статьи 401 гражданского кодекса Российской Федерации :лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Вместе с тем, судом принято во внимание то обстоятельство, что упомянутым выше решением суда обязанность Правительства Пермского края предоставить ЕЮБ во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение поставлена в зависимость от его территориального расположения.
Согласно п.2.1 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 № 107-п формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, и субсидий бюджету Пермского края, поступающих на эти цели из федерального бюджета.
Согласно п. 3.1, 3.2 формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год, путем:
3.2.1. приобретение жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством;
3.2.2. участие в долевом строительстве многоквартирных домов;
3.2.3. строительство многоквартирных домов;
3.2.4. строительство жилых домов.
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2016г., регистрация права собственности на приобретенные жилые помещения в строящихся домах ожидается в сентябре 2016года.
23.01.2017 гЕЮБ выразила отказ от предоставления ей жилого помещения в <адрес>.
03.02.2017 г. ЕЮБ выразила предварительное согласие на предоставление жилого помещения в <адрес>.
22.02.2017 г. ЕЮБ выразила отказ от предоставлений ей жилого помещения в <адрес>
28 декабря 2015 года Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края заключен государственный контракт № на приобретение жилых помещений специализированного жилищного фонда на территории г. Краснокамска.
29.09.2016г., 03.11.2016г. осуществлялись осмотры жилых помещений, расположенных в <адрес>, выявлены замечания, которые необходимо было устранить, о чем составлены акты обследования жилых помещений.
16.12.2016года после осмотра акт приема-передачи квартир был подписан.
22.12.2016года осуществлялась регистрация права собственности на жилые помещения. 29.12.2016года жилье было включено в специализированный жилищный фонд Пермского края.
26.04.2017года ЕЮБ выразила согласие на предоставление ей жилого помещений по адресу: <адрес>.
16.05.2017года с ЕЮБ был заключен договор найма специализированного жилого помещения. №
02.06.2017года на стадии исполнения решения суда от 03.10.2016г. было утверждено мировое соглашение между ЕЮБ и Правительством Пермского края.
09.06.2017года судебным приставом - исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований.
Суд учитывает, что Правительство Пермского края надлежащим образом выполняла свои обязательства по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, несвоевременное исполнение решений суда стало возможным лишь вследствие недостаточного финансирования из средств бюджета Пермского края, длительности закупочных процедур и длительных сроков строительства.
При таких обстоятельствах, вина Правительства Пермского края в несвоевременном исполнении обязательства по предоставлению ЕЮБ жилого помещения отсутствует, в связи с чем, у суда имеются основания для освобождения Правительства Пермского края от исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебного пристава по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю г. Перми ФИО о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП.
Таким образом, исковые требования Правительства Пермского края об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 – 199 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000рублей, подлежащего взысканию в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП.
Решение в течение месяца со дня изготовления его в окончательной может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд города Перми.
Судья Турьева Н.А.