Дело № 2-2147/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2017года, город Пермь Пермского края,
Индустриальный районный суд в составе:
Судьи Турьевой Н.А.,
При секретаре Чупиной Е.С.,
С участием представителя истца Кучукбаевой М.А., действующей на основании доверенности,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств розыску должников УФССП по Пермскому краю ФИО об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей,
Третье лицо: УФССП по Пермскому краю,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Пермского края обратилось в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству № о возложении на Правительство Пермского края обязанности предоставить ГР благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 кв.м., указав в обоснование иска, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного Отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа № № от ДД.ММ.ГГГГ по делу ГР выданного Гремячинским городским судом Пермского края.
ДД.ММ.ГГГГ ГР выразила предварительное письменное согласие на осмотр жилого помещения в г. Добрянка.
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2016г. регистрация плана государственной собственности на приобретенные жилые помещения в строящихся домах на территории г. Добрянка ожидалась в октябре.
В связи с тем, что жилой дом в городе Добрянка был достроен позже обозначенного срока, процедура включения жилых помещений в специализированный жилищный фонд была перенесена на 2017 год.
Так как ГР имеет регистрацию в городе Перми, проживает в городе Перми, дом по <адрес> был сдан раньше срока, ей было предложено жилое помещение по указанному адресу.
В целях обеспечения жильем лиц, желающих получить жилое помещение в г. Перми, был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2016 году регистрация права государственной собственности на приобретенные жилые помещения в г. Перми должна была быть произведена в декабре.
Застройщик сдал построенный жилой дом раньше запланированного срока.
ДД.ММ.ГГГГ акт приема-передачи квартир был подписан.
ДД.ММ.ГГГГ. осуществлялась регистрация права собственности на жилые помещения.
ДД.ММ.ГГГГ. жилье включено в спец.жил.фонд Пермского края.
ДД.ММ.ГГГГ. состоялся осмотр жилых помещений для лиц из числа детей-сирот, ГР выразила согласие на квартиру №
ДД.ММ.ГГГГ. с ГР заключен договор найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, ответчик не бездействовал, а предпринимал все необходимые меры для исполнения решения Гремячинского городского суда Пермского края. В настоящее время решение суда исполнено, жилье взыскателю предоставлено.
Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства № должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии постановления. Кроме того, должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, а также в случае непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Реальное исполнение судебного решения, а именно предоставление жилого помещения ГР в пятидневный срок было невозможно, вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики возникших правоотношений тождественны непреодолимой силе, поскольку сформированный специализированный жилищный фонд на территории Пермского края отсутствует.
Исполнение вышеуказанного решения носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательных действий.
Кроме того, в соответствии с п.п. 3.1, 3.2 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 № 107-п формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год путем: приобретения жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством, участия в долевом строительстве многоквартирных домов, строительства многоквартирных домов, строительства жилых домов.
Согласно требованиям ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» объекты строительства относятся к перечню товаров, установленных распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 г. № 2019-р размещение заказов по которым осуществляются путем проведения аукциона.
Таким образом, процедура формирования специализированного жилищного фонда, а также проведение конкурсных процедур носит объективно длительный характер.
Считает, что в данном случае Правительством были представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение срока на добровольное исполнение. Поскольку должник был предупрежден и предоставил всю необходимую информацию в положенный срок, считает, что постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. является незаконным.
В судебном заседании представитель истца на иске настаивает.
Ответчик - судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю ФИО в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Третье лицо: УФССП по Пермскому краю, о рассмотрении дела извещено, его представитель в суд не явился.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего гражданского дела, исполнительное производство №, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Согласно статьей 56 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 12 ГПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на предоставление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно п. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Пункт 3 вышеуказанной нормы ГПК РФ гласит, что неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную Федеральным законом.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»: исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пять тысяч рублей, с должника-организации - пятьдесят тысяч рублей.Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В случае принятия судом к рассмотрению, указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2011 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции РФ).
Из материалов дела следует, что решением Гремячинского городского суда Пермского края, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. по делу №, на Правительство Пермского края возложена обязанность предоставить ГР по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.
На основании выданного для исполнения указанного решения исполнительного листа судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство № в отношении должника – Правительства Пермского края, срок для добровольного исполнения требований установлен до 5 дней. Должник в установленный для добровольного исполнения судебного акта пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства, не исполнил решение Гремячинского городского суда Пермского края.
ДД.ММ.ГГГГ. СПИ МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю ФИО вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей с должника по исполнительному производству.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Вместе с тем, судом принято во внимание то обстоятельство, что упомянутым выше решением суда обязанность Правительства Пермского края предоставить ГР во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение поставлена в зависимость от его территориального расположения.
Согласно п.2.1 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 № 107-п формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, и субсидий бюджету Пермского края, поступающих на эти цели из федерального бюджета.
Согласно п. 3.1, 3.2 формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год, путем:
3.2.1. приобретение жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством;
3.2.2. участие в долевом строительстве многоквартирных домов;
3.2.3. строительство многоквартирных домов;
3.2.4. строительство жилых домов.
ДД.ММ.ГГГГ ГР выразила предварительное письменное согласие на осмотр жилого помещения в г. Добрянка.
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2016 г. регистрация плана государственной собственности на приобретенные жилые помещения в строящихся домах на территории г. Добрянка ожидалась в октябре.
В связи с тем, что жилой дом в городе Добрянка был достроен позже обозначенного срока, процедура включения жилых помещений в специализированный жилищный фонд была перенесена на 2017 год.
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2016 году регистрация права государственной собственности на приобретенные жилые помещения в г. Перми должна была быть произведена в декабре. Застройщик сдал построенный жилой дом раньше запланированного срока.
Регистрация права собственности на жилые помещения по адресу: <адрес> осуществлялась ДД.ММ.ГГГГ.
Также судом установлено, что после получения истцом постановления о возбуждении исполнительного производства, Правительством Пермского края было подано заявление в Гремячинский городской суд Пермского края заявление об отсрочке исполнения решения суда.
Определением Гремячинского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ Правительству Пермского края в предоставлении отсрочки исполнения решения Гремячинского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ отказано.
ДД.ММ.ГГГГ ГР подписано согласие на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д. 33).
ДД.ММ.ГГГГ с ГР. заключен договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения сроком на пять лет на квартиру <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю ФИО вынесено постановление об окончании исполнительного производства №.
Суд учитывает, что Правительство Пермского края надлежащим образом выполняла свои обязательства по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, несвоевременное исполнение решений суда стало возможным лишь вследствие недостаточного финансирования из средств бюджета Пермского края, длительности закупочных процедур и длительных сроков строительства.
При таких обстоятельствах, вина Правительства Пермского края в несвоевременном исполнении обязательства по предоставлению ГР жилого помещения отсутствует, в связи с чем, у суда имеются основания для освобождения Правительства Пермского края от исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебного пристава по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю г. Перми ФИО о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №.
Таким образом, исковые требования Правительства Пермского края об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 – 198 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, подлежащего взысканию в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю г. Перми ФИО от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №.
Решение в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме (может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд города Перми.
Судья Турьева Н.А.