8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей № 2-2371/2017 ~ М-1562/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

2-2371/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Пермь 18 мая 2017 года     

    

Индустриальный районный суд г.Перми в составе:

Федерального судьи Ивановой Е.В.,

при секретаре Гусельниковой П.А.,

с участием представителя истца по доверенности Кучукбаевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю, об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Правительство Пермского края обратилось в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав в обоснование иска, что в адрес Правительства Пермского края поступило постановление от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора с должника Правительства Пермского края, в размере 50 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ по делу Сапожниковой А.В., выданного Соликамским городским судом Пермского края. Предмет исполнения: возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить Сапожниковой А.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв.м. в границах Пермского района Пермского края. Данное постановление было направлено в адрес Правительства ПК, получено им ДД.ММ.ГГГГ После получения вышеуказанного постановления о возбуждении исполнительного производства Правительством судебному приставу-исполнителю была направлена информация о том, что в г. Соликамске запланировано строительство жилого дома для детей-сирот.

ДД.ММ.ГГГГ Сапожникова А.В. писала заявление, в котором указывала, что просит предоставить ей жилое помещение в г. Соликамске.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края был заключен госконтракт на приобретение жилых помещений специализированного жилого фонда на территории г. Соликамска.

ДД.ММ.ГГГГ Соликамским городским судом Правительству было отказано в предоставлении отсрочки.

Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2016 г. регистрация права собственности на приобретение жилого помещения в строящихся домах ожидалась в сентябре 2017 г.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края было подписано соглашение о расторжении заключенного контракта.

В связи с тем, что контракт был расторгнут, Сапожниковой А.В. было предложено жилое помещение в г. Перми.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Правительства поступило требование судебного пристава-исполнителя.

ДД.ММ.ГГГГ в адресу судебного пристава-исполнителя было направлено письмо, в котором указывалось, что Сапожниковой А.В. предложено осмотреть жилое помещение в строящемся доме <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ приставу было сообщено, что Сапожникова А.В. отказалась от предлагаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.

В целях обеспечения жильем лиц, желающих получить жилое помещение в г. Перми, был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2016 г. регистрация права собственности на приобретенные жилые помещения в г. Перми должна быть произведена в декабре.

Застройщик сдал дом ранее установленного срока.

ДД.ММ.ГГГГ акт приемки-передачи квартир был подписан.

ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась государственная регистрация права собственности на жилые помещения.

ДД.ММ.ГГГГ жилье включено в спецжилфонд Пермского края.

В декабре 2016 г. судебным приставом в адрес Правительства было направлено требование.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава исполнителя была направлена информация о том, что жилые помещения по ул. М.Толбухина включены в спецжилфонд Пермского края.

ДД.ММ.ГГГГ Сапожникова А.В. выразила согласие на №.

ДД.ММ.ГГГГ с Сапожниковой А.В. заключен договор найма специализированного жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Правительства поступило постановление об окончании исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику (Правительству) установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии постановления. Кроме того, должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, а также в случае непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Федеральным Законом «Об исполнительном производстве» установлено, что должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора в случае, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не зависящих от воли, заботы, и контроля должника. Основными условиями применения исполнительского сбора являются неисполнение должником исполнительного документа полностью или в части; надлежащее уведомление должника о возбуждении исполнительного производства; истечение срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа; отсутствие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа. Только при совокупности всех четыре условий возможно вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора. Считает, что в данном случае Правительством в пятидневный срок были представлены доказательства судебному приставу-исполнителю, подтверждающие наличие действительных уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом срок, которые свидетельствуют об отсутствии вины должника. В силу обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда в пятидневный срок, указанных в заявлении об освобождении от уплаты исполнительского сбора, ввиду длительной процедуры формирования специализированного жилищного фонда в связи с конкурсными процедурами в соответствии с Законом № 44-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и строительством объектов считает, что вина Правительства Пермского края в неисполнении в установленный срок решения суда отсутствует. На основании изложенного, просит освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. по исполнительному производству №-ИП о возложении на Правительство Пермского края обязанности предоставить Сапожниковой А.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.     

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФССП по Пермскому краю.

Представитель истца в судебном заседании настаивает на доводах искового заявления, просит требования удовлетворить.

Ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Просит рассмотреть дело в своё отсутствие.

УФССП по Пермскому краю о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в суд представитель не явился.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства №-ИП, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 12 ГПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на предоставление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.

Согласно п. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Пункт 3 вышеуказанной нормы ГПК РФ гласит, что неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную Федеральным законом.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»: исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пять тысяч рублей, с должника-организации - пятьдесят тысяч рублей. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В случае принятия судом к рассмотрению, указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2011 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции РФ).

Из материалов дела следует, что решением Соликамского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № на Правительство Пермского края возложена обязанность предоставить Сапожниковой А.В. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. в пределах Пермского края.

На основании выданного для исполнения указанного решения исполнительного листа судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника – Правительство Пермского края, срок для добровольного исполнения требований установлен 5 дней., которое получено должником ДД.ММ.ГГГГ Должник в установленный для добровольного исполнения судебного акта пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства, не исполнил решение Соликамского городского суда Пермского края.

ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в 5-дневный срок после его получения, Правительством Пермского края в адрес судебного пристава-исполнителя было направлена информация о невозможности исполнить в 5-дневный срок решение Соликамского городского суда, приводились причины невозможности исполнения и заявлялось ходатайство о приостановлении исполнительного производства до рассмотрения вопроса об отсрочке исполнения решения(л.д.8).

ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. с должника по исполнительному производству(л.д.6).

В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

Согласно п.2.1 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, и субсидий бюджету Пермского края, поступающих на эти цели из федерального бюджета.

Согласно п. 3.1, 3.2 формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год, путем:

3.2.1. приобретение жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством;

3.2.2. участие в долевом строительстве многоквартирных домов;

3.2.3. строительство многоквартирных домов;

3.2.4. строительство жилых домов.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края был заключен госконтракт на приобретение жилых помещений специализированного жилого фонда на территории г. Соликамска (л.д. 12-17).

ДД.ММ.ГГГГ г. был заключен контракт на приобретение жилых помещений специализированного жилого фонда на территории г. Перми в отношении жилого дома по адресу: <адрес> (л.д.24-30).

ДД.ММ.ГГГГ Сапожникова А.В. писала заявление, в котором указывала, что просит предоставить ей жилое помещение в г. Соликамске (л.д.9).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Правительства поступило требование судебного пристава-исполнителя (л.д.20).

ДД.ММ.ГГГГ Соликамским городским судом Правительству было отказано в предоставлении отсрочки (л.д.10-11).

ДД.ММ.ГГГГ в адресу судебного пристава-исполнителя было направлено письмо, в котором указывалось, что Сапожниковой А.В. ДД.ММ.ГГГГ выражено предварительное согласие на предоставление ей жилого помещения в г. Соликамске, в настоящее время ей предложено осмотреть жилое помещение в строящемся доме <адрес> (л.д.21).

ДД.ММ.ГГГГ приставу было сообщено, что Сапожникова А.В. отказалась от предлагаемого жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д.22-23).

Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2016 г. регистрация права собственности на приобретенные жилые помещения в г. Перми должна быть произведена в декабре 2016 г.. в Соликамске – в сентябре 2016 г. (л.д.18).

ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края было подписано соглашение о расторжении заключенного контракта по строительству жилого дома в г. Соликмске(л.д.19).

ДД.ММ.ГГГГ акт приемки-передачи квартир по адресу <адрес> был подписан (л.д.31).

ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась государственная регистрация права собственности на жилые помещения (л.д.32).

ДД.ММ.ГГГГ жилье включено в спецжилфонд Пермского края (л.д.33-34).

В декабре 2016 г. судебным приставом в адрес Правительства было направлено требование (л.д.35).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава исполнителя была направлена информация о том, что жилые помещения по <адрес> края (л.д.36).

ДД.ММ.ГГГГ Сапожникова А.В. выразила согласие на № (л.д.37).

ДД.ММ.ГГГГ был подписан приказ о предоставлении жилого помещения Сапожниковой А.В. (л.д.38).

ДД.ММ.ГГГГ с Сапожниковой А.В. заключен договор найма специализированного жилого помещения (л.д.38-39).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Правительства поступило постановление об окончании исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.40).

Из вышеизложенного следует, что должником принимались реальные меры, направленные на исполнение судебного акта, что учитывается судом при вынесении решения.

При этом суд также учитывает социальную направленность должника.

В соответствии с бюджетным процессом произвольное расходование бюджетных средств не допускается.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным освободить истца от взыскания исполнительского сбора, поскольку материалами дела подтверждено, что истец проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, принял меры для надлежащего исполнения своего обязательства по исполнительному документу, неисполнение решения суда в установленный срок стало возможным лишь вследствие недостаточного финансирования из средств бюджета Пермского края, длительности закупочных процедур и длительных сроков строительства, о чем Правительством Пермского края было сообщено приставу-исполнителю до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Взыскатель несколько раз меняла намерение относительно предлагаемых ей жилых помещений, что подтверждается вышеуказанными материалами.

Таким образом, исковые требования Правительства Пермского края об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 руб., подлежащего взысканию в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю г. Перми Сахабетдиновой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП о возложении на Правительство Пермского края обязанности предоставить Сапожниковой А. В. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.

    Решение может быть обжаловано в месячный срок в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми.

Федеральный судья: Иванова Е.В.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн