Дело № 2-1381/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Юрченко Д.А.,
при секретаре судебного заседания Волковой Е.А.,
с участием представителя истца Мироновой Н.А.,
27 апреля 2017 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета строительства Волгоградской области к Управлению Федеральной Службы судебных приставов России по Волгоградской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Комитет строительства Волгоградской области обратился в суд с иском, в котором просит освободить от взыскания исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Волгоградской области (далее МО по ОИСП Управления ФССП по Волгоградской области) от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №, на основании ст. 112 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве».
Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом МО по ОИП Управления ФССП России по Волгоградской области на основании исполнительного листа, выданного <адрес> по гражданскому делу №, в отношении Комитета строительства Волгоградской области было возбуждено исполнительное производство № о понуждении должника к предоставлению ФИО3 благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, на территории <адрес> для проживания по договору найма специализированного жилого помещения. Поскольку требования исполнительного документа не были исполнены должником в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок, ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей. Обращаясь с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, истец просит учесть, что неисполнение требований исполнительного документа в 5-дневный срок обусловлено объективными причинами– отсутствием свободных (нераспределенных) жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области на соответствующей территории, что свидетельствует о незначительности степени вины должника и наличия существенных объективных обстоятельств неисполнения требований исполнительного документа. Полагает, что поскольку в настоящее время должником решение суда исполнено в полном объеме, то имеются основания для освобождения от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель истца Комитета строительства Волгоградской области Миронова Н.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала, приведя вышеуказанное обоснование.
Ответчик Управление ФССП России по Волгоградской области, будучи надлежаще извещенными, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, письменного отзыва на иск не представили.
Третье лицо- судебный пристав-исполнитель МО по ОИП УФССП России по Волгоградской области Гнилицкая О.А., будучи надлежаще извещенным, предоставленным законом правом на участие в судебном заседании не воспользовался, об уважительности причин неявки не сообщил, об отложении слушания дела не ходатайствовал, письменного отзыва на иск не представил.
Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указано, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Из положений ч. ч. 1, 2, 3 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. ч. 6, 7 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. Бремя доказывания обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Из содержания приведенных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Единственным основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора является наличие объективно непреодолимых чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, находящихся вне контроля должника, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ОИП УФССП России по Волгоградской области возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа ФС №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Ворошиловским районным судом <адрес>, согласно которому на Комитет строительства Волгоградской области возложена обязанность предоставить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Волгоградской области в пределах муниципального округа - <адрес> не ниже установленных социальных норм для проживания по договору найма специализированного жилого помещения.
Настоящим постановлением должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе с момента получения должником копии постановления, должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, а также в случае непредставления доказательств тому, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей. Указанное постановление получено должником ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный для добровольного исполнения срок изложенные в вышеуказанном исполнительном документе требования Комитетом строительства Волгоградской области исполнены не были, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ОИП УФССП России по Волгоградской области ФИО5 в рамках указанного выше исполнительного производства было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.
Своевременное получение настоящего постановления о взыскании исполнительского сбора не оспаривается Комитетом строительства Волгоградской области и подтверждается копией исполнительного производства №. В порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, данное постановление истцом не оспаривалось.
Как следует из искового заявления и пояснений представителя истца, данных в судебном заседании, причиной неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок явилось массовость граждан, имеющих право на обеспечение социальным жильем по Волгоградской области соответствующей льготной категории и отсутствие достаточных финансовых средств для выполнения Комитетом строительства Волгоградской области возложенных на него законом и вступившими в законную силу решениями судов обязательств по обеспечению жильем указанных граждан.
Согласно представленным истцом сведениям, в рамках исполнения решения <адрес> по гражданскому делу № и в целях исполнения требований соответствующего исполнительного документа Комитетом осуществлены следующие действия.
В целях формирования специализированного жилищного фонда и обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, ДД.ММ.ГГГГ Комитетом строительства Волгоградской области объявлен электронный аукцион на приобретение жилого помещения для обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенного аукциона было приобретено жилое помещение по адресу: <адрес>, и заключен государственный контракт. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области зарегистрировано право собственности Волгоградской области на указанное жилое помещение.
Приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, включено в казну Волгоградской области.
Приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по вышеуказанному адресу передано в оперативное управление <данные изъяты>», в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области за <данные изъяты> зарегистрировано право оперативного управления приобретенного жилого помещения.
После чего, ДД.ММ.ГГГГ Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области издан приказ № об отнесении жилых помещений, принятых в государственную собственность Волгоградской области, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда Волгоградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом строительства Волгоградской области в адрес ФИО3 направлено предложение № о предоставлении по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области, расположенного по адресу: <адрес>.
В свою очередь ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 уведомил Комитет строительства Волгоградской области о своем согласии с предоставлением ему по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом строительства Волгоградской области издан приказ № «О предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма» в том числе и в отношении ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ <адрес> <данные изъяты> и ФИО3 заключен договор найма жилого помещения № и подписан акт приема-передачи жилого помещения.
Таким образом, указанное выше решение суда исполнено, и ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по <адрес> вынесено постановление об окончании исполнительного производства.
Рассматривая по существу доводы истца о том, что имеются достаточные основания для освобождения Комитета строительства Волгоградской области от уплаты исполнительского сбора, ввиду того, что ДД.ММ.ГГГГ решение суда исполнено, суд исходит из следующего.
В силу положений гражданского законодательства РФ, лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обозначенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Исходя из толкования пп. 1,3,7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. В связи с чем, судебным приставом-исполнителем необходимо выносить постановления о взыскании исполнительского сбора в отношении бюджетного учреждения или органа местного самоуправления, так как законодательство об исполнительном производстве не дифференцирует порядок и условия исполнения требований в зависимости от субъективного состава участников исполнительного производства.
Ответственность должника за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязательства или за причинение вреда исключается при наличии действия непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).
Непреодолимая сила определяется в законодательстве как чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство, к которым относятся явления стихийного характера: землетрясение, сильные снегопады, цунами и т.д. к форс-мажорным обстоятельствам могут относиться определенные явления общественной жизни: военные действия, эпидемии, забастовки, а также различные запретительные меры государственных органов: объявление карантина, запрещение перевозок, запрет торговли в порядке международных санкций и т.д.
Для освобождения должника от ответственности он должен доказать наличие как самой непреодолимой силы, так и причинной связи между нарушением обязательства и непреодолимой силой.
Доказательств наличия непреодолимой силы, препятствующей истцу исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, суду не представлено.
Довод о том, что исполнить решение в установленный срок не представилось возможным, судом отклоняется, поскольку отсутствие бюджетного финансирования достаточного для исполнения решения суда, само по себе не может признаваться уважительной причиной неисполнения судебного решения. Поэтому не исключает виновность должника в неисполнении требований исполнительного документа и не может служить основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора, равно как и для уменьшения его размера.
Поскольку доказательств тому, что должник предпринял с должной мерой заботливости и осмотрительности действия, по своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, суду не представлено, равно как и доказательств того, что имелись иные, непреодолимые обстоятельства, препятствующие исполнению этих действий в срок, то у суда не имеется правовых оснований для освобождения Комитета строительства Волгоградской области от взыскания исполнительского сбора.
Из материалов исполнительного производства усматривается, что исполнительное производство не приостанавливалось, заявлений и ходатайств об отложении исполнительных действий с указанием причин невозможности исполнения исполнительного документа в установленный срок от должника в адрес судебного пристава-исполнителя не поступало.
Таким образом, надлежащих и убедительных доказательств, подтверждающих наличие действительных уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок и свидетельствующих об отсутствии вины должника, либо качественно влияющих на оценку ее степени, стороной истца суду не представлено.
Оценивая представленные суду доказательства, как в отдельности, так и в совокупности и взаимосвязи между собой, суд приходит к выводу о том, что Комитетом строительства Волгоградской области не предприняты необходимые меры для своевременного исполнения судебного решения в срок, установленный судебным приставом, что фактически свидетельствует об отсутствии оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора, являющегося штрафной санкцией при неисполнении судебных решений в отсутствие уважительности причин его неисполнения должником.
В этой связи, поскольку соответствующих доказательств, как того требуют положения пп. 1,2 ст. 401 ГК РФ, подтверждающих отсутствие вины истца в неисполнении решения суда не представлено, таких обстоятельств судом не установлено, с учетом положений ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения требований истца об освобождении от взыскания исполнительского сбора не имеется, в связи с чем считает необходимым в удовлетворении иска отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Комитету строительства Волгоградской области в удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной Службы судебных приставов России по Волгоградской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ,- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Юрченко Д.А.
Мотивированное решение суда составлено 03 мая 2017 года.
Судья Юрченко Д.А.