Дело 2-4398/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2017 года
Индустриальный районный суд г. Перми
в составе председательствующего судьи Судаковой Н.Г.
при секретаре Пономаревой Г.В.,
с участием представителя истца Ивановой Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми ДД.ММ.ГГГГ
гражданское дело по иску Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительских производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л. М., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Пермского края обратилось в суд с иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю об освобождении от исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП о возложении на Правительство Пермского края обязанности предоставить гр.А. в границах г. Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство №-ИП о возложении на Правительство Пермского края обязанности предоставить гр.А. на территории г. Перми по договору найма специализированного жилого фонда благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ Правительством Пермского края подано заявление об отсрочке исполнения решения суда в Ленинский районный суд г. Перми, в связи с тем, что планировалась сдача жилого дома в г. Перми на 150 квартир, после регистрации собственности за Пермским краем и включения их в специализированный жилищный фонд. Исполнение решения суда было невозможно по объективным причинам, не зависящим от Правительства Пермского края. 12.02.2015г. в предоставлении отсрочки исполнения решения суда Правительству было отказано. ДД.ММ.ГГГГ судебному приставу-исполнителю направлена информация о причинах невозможности исполнения решения суда в установленный срок, поскольку согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2015 году, регистрация права государственной собственности на приобретение жилых помещений в строящихся домах в г. Перми планируется в июле, октябре 2015 года. Взыскатель дал согласие на предоставление ему жилого помещения по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор на приобретение жилых помещений в многоквартирном строящемся доме в государственную собственность Пермского края. ДД.ММ.ГГГГ с гр.А. заключен договор найма жилого помещения о предоставлении нанимателю квартиры общей площадью 33,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> для временного проживания в ней.
Таким образом, Правительство предпринимало все необходимые меры для исполнения решения Ленинского районного суда г. Перми. В настоящее время решение суда исполнено. Истец полагает, что вина Правительства в неисполнении решения Ленинского районного суда г. Перми отсутствует ввиду длительной процедуры формирования специализированного жилищного фонда.
Представитель истца исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю Сахабетдинова Л.М. в судебное заседание не явилась, извещена о дате судебного заседания надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель УФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен о дате судебного заседания надлежащим образом, возражений по доводам искового заявления не представил.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Правительство Пермского края, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 75 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Таким образом, должник при неисполнении в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, предпринял все меры для надлежащего исполнения обязательства. Обязанность доказывания указанных обстоятельств в силу закона возложена на должника.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство №-ИП, предмет исполнения – возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить гр.А. по договору найма специализированных жилых помещений жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., находящееся на территории г. Перми. Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе 5 дней. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена истцом ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительских производств УФССП по Пермскому краю вынесено постановление о взыскании с Правительства Пермского края исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству №-ИП в связи с тем, что должник не исполнил требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения (ИП, л.д. 9).
После получения истцом постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, Правительством Пермского края 09.12.2014г. подано заявление в Ленинский районный суд г. Перми о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Определением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Правительства Пермского края о предоставлении отсрочки исполнения решения Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ отказано (ИП, л.д. 21).
ДД.ММ.ГГГГ взыскатель гр.А. дал согласие на предоставление ему жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д. 7).
Во исполнение требования судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ Правительство Пермского края направило в адрес судебного пристава-исполнителя информацию о причинах невозможности исполнения решения суда в установленный срок, указав, что предоставление жилья детям-сиротам осуществляется в соответствии с планом формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2015 году, утвержденным Министерством строительства и ЖКХ Пермского края 02.02.2015г. Согласно данному плану регистрация права государственной собственности на приобретение жилых помещений в строящихся домах в г. Перми планируется в июле, октябре 2015 года.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и архитектуры Пермского края и ООО торгово-производственная фирма <данные изъяты> заключен договор № на приобретение жилых помещений в многоквартирном строящемся доме в государственную собственности Пермского края по адресу: <адрес> (л.д. 14-17).
Согласно п. 2.1 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, и субсидий бюджету Пермского края, поступающих на эти цели из федерального бюджета.
Согласно п. 3.1, 3.2 формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год, путем приобретения жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством (п. 3.2.1).
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2015 году, утвержденному министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, регистрация права государственной собственности на приобретение жилых помещений в строящихся домах (по договорам 2013-2014 г.г.) на территории г. Перми планируется в июле, октябре 2015 г. в количестве 110 квартир.
ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда» и гр.А. заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №, на основании которого взыскателю предоставлено жилое помещение, общей площадью 33,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> для временного проживания в нем (ИП, л.д. 24-27).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Сельковой Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ окончено в связи с фактическим исполнением решения суда (ИП, л.д. 28).
На основании изложенного, оценив представленные доказательства в совокупности, суд полагает, что заявленные Правительством Пермского края требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению, поскольку предметом судебной проверки по заявленным истцом требованиям является установление наличия либо отсутствия вины должника в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа.
Истцом с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства предпринимались необходимые меры для исполнения решения <данные изъяты> районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилого помещения. Так, судом установлено, что в связи с наличием заявления взыскателя о предоставлении жилого помещения на территории г. Перми, должником предпринимались меры для обеспечения жильем по месту жительства взыскателя, при этом приобретение жилых помещения на территории г. Перми включено в план формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2015 году (срок исполнения июль, октябрь 2015г.). Договор на приобретение жилых помещений в строящемся многоквартирном доме для формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений на территории г. Перми заключен ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах, суд считает возможным освободить истца от взыскания исполнительского сбора, поскольку материалами дела подтверждено, что истец проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, принял меры для надлежащего исполнения своего обязательства по исполнительному документу, неисполнение решения суда в установленный срок стало возможным лишь вследствие отсутствия жилых помещений на территории г. Перми, о чем Правительством Пермского края было сообщено приставу-исполнителю.
Таким образом, истец предпринял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства перед взыскателем на стадии исполнительного производства, в настоящее время исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением судебного акта, в связи с чем, суд считает возможным требования истца об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Руководствуясь ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., подлежащего взысканию в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Апанициной Е. В. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП от 31.10.2014г.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н. Г. Судакова