Дело 2-2760/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2017 года
Индустриальный районный суд г. Перми
в составе председательствующего судьи Судаковой Н.Г.
при секретаре Фисенко Ю.А.,
с участием представителя истца Кучукбаевой М.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 06 июня 2017 года
гражданское дело по иску Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л. М. об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Пермского края обратилось в суд с иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. об освобождении от исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. по исполнительному производству №.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю ФОИ1 возбуждено исполнительное производство № о возложении на Правительство Пермского края обязанности предоставить ФОИ2 по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. в черте г. Лысьва. ДД.ММ.ГГГГ судебному приставу-исполнителю направлена информация о невозможности исполнить решение суда в пятидневный срок, дополнительно сообщалось, что Правительством Пермского края подготовлено заявление в Лысьвенский городской суд Пермского края об отсрочке исполнения решения суда. ДД.ММ.ГГГГ Индустриальным районным судом г. Перми в предоставлении отсрочки по данному делу истцу было отказано. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании Правительства Пермского края исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. ДД.ММ.ГГГГ Лысьвенским городским судом Пермского края Правительству в предоставлении отсрочки исполнения решения суда также было отказано. ДД.ММ.ГГГГ Правительством на данное определение подана частная жалоба, ДД.ММ.ГГГГ определением Лысьвенского городского суда Пермского края Правительству было отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока за подачу указанной частой жалобы. ДД.ММ.ГГГГ ФОИ2 выразил согласие на предоставление ему жилого помещения по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ с ФОИ2 был заключен договор найма жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление об окончании исполнительного производства.
С постановлением о взыскании с Правительства Пермского края исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. истец не согласен, поскольку предоставить взыскателю жилое помещение в г. Лысьва не было возможности ввиду того, что в Арбитражном суде Пермского края рассматривалось дело о приобретении земли в собственность по <адрес>. В целях обеспечения жильем лиц, желающих получить жилое помещение в г. Лысьве, был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ продавец квартир ООО1 направил письмо о завершении строительства. ДД.ММ.ГГГГ было получено разрешение на ввод в эксплуатацию домов <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о признании за ООО1 права собственности на указанные дома, ДД.ММ.ГГГГ решение суда вступило в законную силу. Осуществить государственную регистрацию права собственности на жилое помещение <адрес>, которая планировалась на ДД.ММ.ГГГГ, не имелось возможности, поскольку регистрация была приостановлена по инициативе Управления Росреестра Пермского края. Регистрация права собственности на жилые помещения произведена ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ жилье включено в специализированный фонд Пермского края. ДД.ММ.ГГГГ с лицами, выразившими согласие на предлагаемое жилое помещение, заключены договоры найма специализированного жилого помещения. Неоднократное устранение выявленных нарушений вызвано длительной регистрацией права собственности и судебными разбирательствами по данному поводу и как следствие невозможность содержать дома в надлежащем состоянии, и при этом жилые помещения были готовы к заселению ДД.ММ.ГГГГ. Правительство не бездействовало, а предпринимало все необходимые меры для исполнения решения Лысьвенского городского суда Пермского края. В силу обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда в пятидневный срок, ввиду длительной процедуры формирования специализированного жилищного фонда в связи с конкурсными процедурами, вина Правительства в неисполнении решения суда отсутствует.
Представитель истца исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительских производств УФССП по Пермскому краю Сахабетдинова Л.М. в судебное заседание не явилась, извещена о дате судебного заседания надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица УФССП по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен о дате судебного заседания надлежащим образом, возражений по доводам искового заявления не представил.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Правительство Пермского края, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 75 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, должник при неисполнении в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, предпринял все меры для надлежащего исполнения обязательства. Обязанность доказывания указанных обстоятельств в силу закона возложена на должника.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю ФОИ1 возбуждено исполнительное производство №, предмет исполнения – возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить ФОИ2 по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. в черте города Лысьва. Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе 5 дней. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена истцом ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).
ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в 5-дневный срок с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства, Правительством Пермского края в адрес судебного пристава-исполнителя была направлена информация о том, что Правительством Пермского края направлено заявление в Индустриальный районный суд г. Перми о предоставлении отсрочки исполнения решения Лысьвенского городского суда Пермского края в отношении ФОИ2. Указанное решение в установленный срок исполнить не представляется возможным, так как согласно плану, регистрация права государственной собственности на приобретение жилых помещений в строящихся домах в г. Лысьва планируется ДД.ММ.ГГГГ. Жилье ФОИ2 будет предоставлено в соответствии с утвержденным планом.
ДД.ММ.ГГГГ ФОИ2 выразил согласие на получение жилья из специализированного жилищного фонда Пермского края в строящихся домах <адрес> (л.д. 23, ИП).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Определением Индустриального районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ Правительству Пермского края отказано в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения Лысьвенского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю ФИО3 вынесено постановление о взыскании с Правительства Пермского края исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. по исполнительному производству № в связи с тем, что должник не исполнил требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Определением Лысьвенского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ Правительству Пермского края отказано в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения Лысьвенского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Правительством Пермского края подана частная жалоба на определение Лысьвенского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37, ИП).
ДД.ММ.ГГГГ определением Лысьвенского городского суда Пермского края Правительству Пермского края в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока для подачи частной жалобы на определение Лысьвенского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ отказано (л.д. 44, ИП).
Согласно п. 2.1 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 г. № 107-п формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, и субсидий бюджету Пермского края, поступающих на эти цели из федерального бюджета.
Согласно п. 3.1, 3.2 формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год, путем приобретения жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством (п. 3.2.1).
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, регистрация права государственной собственности на приобретение жилых помещений в строящихся домах (по договорам ДД.ММ.ГГГГ) на территории г. Лысьва планируется ДД.ММ.ГГГГ в количестве <данные изъяты> квартир.
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, регистрация права государственной собственности на приобретение жилых помещений в строящихся домах (по договорам ДД.ММ.ГГГГ) на территории г. Лысьва планируется ДД.ММ.ГГГГ в количестве <данные изъяты> квартир.
Договор на приобретение жилых помещений в многоквартирных строящихся домах в государственную собственность Пермского края заключен между Министерством строительства и архитектуры Пермского края и ООО1 ДД.ММ.ГГГГ. Согласно приложению № к договору в рамках договора приобретаются жилые помещения в г. Лысьва, в том числе жилые помещения в многоквартирном доме <адрес>. При этом разрешение на ввод объекта <адрес>, в эксплуатацию получено ООО1 ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством строительства и архитектуры Пермского края и ООО1 подписан акт приема-передачи помещений в многоквартирном доме <адрес> (л.д. 45).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение ДД.ММ.ГГГГ включено в специализированный жилищный фонд Пермского края с отнесением к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 47-48).
ДД.ММ.ГГГГ ФОИ2 выразил согласие на предлагаемое жилое помещение <адрес> (л.д. 13).
Приказом ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда» № от ДД.ММ.ГГГГ ФОИ2 предоставлена квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилое площадью <данные изъяты> кв.м., <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда» и ФОИ2 заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № (л.д. 48-50, ИП).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Сахабетдиновой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ окончено в связи с фактическим исполнением решения суда.
На основании изложенного, оценив представленные доказательства в совокупности, суд полагает, что заявленные Правительством Пермского края требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению, поскольку предметом судебной проверки по заявленным истцом требованиям является установление наличия либо отсутствия вины должника в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа.
Истцом с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства предпринимались необходимые меры для исполнения решения Лысьвенского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилого помещения, - приобретение жилых помещения на территории г. Лысьва Пермского края включено в план формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот ДД.ММ.ГГГГ, при этом материалами дела установлено, что срок регистрации права собственности на жилые помещения в строящихся домах переносился по вине продавца квартир ООО1 в связи с необходимостью устранения выявленных нарушений. Фактически жилые помещения <адрес>, сданы в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным освободить истца от взыскания исполнительского сбора, поскольку материалами дела подтверждено, что истец проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, принял меры для надлежащего исполнения своего обязательства по исполнительному документу, неисполнение решения суда в установленный срок стало возможным лишь вследствие неоднократного переноса срока регистрации права собственности на жилые помещения в строящихся домах.
Таким образом, истец предпринял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства перед взыскателем на стадии исполнительного производства, в настоящее время исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением судебного акта, в связи с чем, суд считает возможным требования истца об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Руководствуясь ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб., подлежащего взысканию в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л. М. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н. Г. Судакова