8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора № 2а-922/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело № 2-922/2017

РЕШЕНИЕ

изготовлено ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ярославль 07 марта 2017 года

Фрунзенский районный суд г.Ярославля в составе:

председательствующего судьи Сингатулиной И.Г.,

при секретаре Сидоровой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению мэрии г.Ярославля к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области, судебному приставу-исполнителю Моревой В.И., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Мэрия г. Ярославля обратилась в суд с иском к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Ярославской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

Требования мотивированы тем, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в отношении мэрии г. Ярославля судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Ярославской области Моревой В.И. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере ... руб. за нарушение сроков исполнения исполнительного документа, выданного на основании решения Фрунзенского районного суда г. Ярославля по гражданскому делу об обязании мэрии г. Ярославля выполнить капитальный ремонт дома <адрес> в срок до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Решение суда в срок, установленный для добровольного исполнения, мэрией г.Ярославля не исполнено по уважительным причинам. По мнению истца, судебным приставом-исполнителем не принято во внимание, что выбор подрядной организации для производства работ может быть осуществлен в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.03.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Для выполнения работ также необходимо составление проектной и аукционной документации. Истцом получена копия технического паспорта дома, составлено техническое задание, разработана смета на подготовку проектно-сметной документации на проектные работы, проведен аукцион на проектные работы, заключен контракт на выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации, проектная документация на капитальный ремонт дома разработана. Решением муниципалитета г. Ярославля от 15.12.2014 г. № 461 «О бюджете г. Ярославля на 2015 г. и плановый период 2016-2017 годов» утвержден бюджет г. Ярославля с дефицитом в сумме 423700000 руб. На исполнении у мэрии г. Ярославля находится 147 решений судов и потребность в денежных средствах на производство работ по капитальному ремонту составляет ... руб. Все бюджетные средства, предусмотренные на 2016 г. на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, были распределены на ремонты домов, судебные решения по которым вступили в законную силу в более ранние сроки.

Ссылаясь на данные обстоятельства, административный истец просит суд освободить мэрию г.Ярославля от взыскания исполнительского сбора в размере ... руб. или уменьшить размер исполнительского сбора.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Ярославской области Морева В.И.

Административный истец мэрия г. Ярославля своего представителя в судебное заседание не направила, извещена о времени и месте судебного заседания надлежаще, что подтверждается журналом доставки корреспонденции.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Ярославской области Морева В.И. в судебное заседание не явилась, извещена о дате судебного заседания надлежаще, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представила возражения, в которых по обстоятельствам дела указала, что согласно представленной должником информации, капитальный ремонт крыши дома <адрес> выполнен Региональным фондом содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области в 2014-2015 гг.; получена копия технического паспорта дома, составлено техническое задание на проектирование, разрабатывается смета на подготовку проектно-сметной документации на капитальный ремонт по остальным видам работ, определенным решением суда, департаментом городского хозяйства мэрии г. Ярославля направлено обращение в департамент финансов мэрии г. Ярославля об увеличении бюджетных ассигнований на исполнение решения суда. Поскольку должник не исполнил в установленный срок требования исполнительного документа, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере ... руб. Информации о подаче должником заявления в суд об отсрочке исполнения решения суда не имеется. В данном случае отсутствуют обоснованные причины в неисполнении требований исполнительного документа.

Административные ответчики Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Ярославской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, заинтересованное лицо Поваренкова Л.М. в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Дело рассмотрено судом в отсутствие сторон.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

На основании ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Материалами дела установлено, что вступившим в законную силу решением Фрунзенского районного суда г.Ярославля от 24.06.2014 г. на мэрию г.Ярославля возложена обязанность в срок до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, выполнив при этом следующие работы: произвести частичную замену кирпичной кладки наружных стен в районе перекрытия между первым и вторым этажами в районе оконного блока, расположенного в подъезде № 2 на втором этаже, в районе карнизного свеса второго подъезда, выполнить ремонт кирпичной кладки, с заменой отдельных кирпичей, на разрушенном участке у входа в первый подъезд; капитальный ремонт карнизов и штукатурного слоя фасадов; замену деревянных оконных блоков в местах общего пользования; капитальный ремонт поврежденных ступеней лестничных маршей; капитальный ремонт кровли; выборочный капитальный ремонт крыши с утеплением чердачного перекрытия, восстановление разрушенных вентиляционных каналов; ремонт внутридомовой системы отопления, полную замену трубопроводов отопления (лежаков и стояков) включая запорную арматуру, и приборов отопления в квартирах и в подъездах дома; ремонт внутридомовой системы холодного водоснабжения, полную замену трубопроводов (стояков, и лежаков) и запорной арматуры; ремонт внутридомовой системы водоотведения (канализации), полную замену трубопроводов, включая лежаки и стояки; ремонт внутридомовой системы электроснабжения, полную замену электропроводки, приборов и оборудования в местах общего пользования от ВРУ дома до электрощитовых (распределительных щитков), включая ВРУ и электрощитовые..

На основании указанного решения суда ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Ярославской области возбуждено исполнительное производство НОМЕР, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В связи с неисполнением решения суда в установленный законом срок, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме ... рублей.

Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

С учетом п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

При рассмотрении данного дела суд исходит из законности вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, поскольку должник не обжалует постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, а просит освободить его от уплаты данного сбора либо уменьшить его размер в силу уважительных причин неисполнения решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.

Из материалов дела следует, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, должник указал, что им предпринимались все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства. В частности указано на то, что выполнен капитальный ремонт кровли дома, получена копия технического паспорта дома, составлено техническое задание на проектирование, разрабатывается смета на подготовку проектно-сметной документации на капитальный ремонт по остальным видам работ, определенным решением суда, департаментом городского хозяйства мэрии г. Ярославля направлено обращение в департамент финансов мэрии г. Ярославля об увеличении бюджетных ассигнований на исполнение решения суда.

На момент рассмотрения дела в суде сведений о дополнительных мерах, принятых для исполнения решения суда от 24.06.2014 г., административным истцом не представлено.

Принимая во внимание данные обстоятельства, суд не усматривает оснований для освобождения мэрии г. Ярославля от уплаты взысканного с него исполнительского сбора в размере ... рублей, но с учетом степени вины должника считает возможным уменьшить размер данного сбора до ... рублей.

Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 3). Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 7).

Пленум Верховного Суда РФ в п. 11 Постановления от 17.11.2015 г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что административное исковое заявление, заявление (далее - заявление) об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ, часть 4 статьи 198 АПК РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве).

Аналогичный срок на подачу жалобы на бездействие должностного лица службы судебных приставов предусмотрен статьей 122 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Материалы дела свидетельствуют, что постановление о взыскании исполнительского сбора поступило в мэрию г.Ярославля 29.12.2016 г. (л.д.5) Должник обратился с исковым заявлением в Красноперекопский районный суд г.Ярославля 09.01.2017 г. Таким образом, срок обращения в суд административным истцом не пропущен.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление мэрии г.Ярославля удовлетворить частично.

Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с мэрии г.Ярославля постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Ярославской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по исполнительному производству НОМЕР, до ... руб.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Фрунзенский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья И.Г. Сингатулина