№2а-7183/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Уфа 19 сентября 2017 года
Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Сюткиной К. Ю.,
при участии представителя административного истца ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан – Бабичева Р. Р. на основании доверенности,
с участием судебного пристава-исполнителя Кировского РО СП г. Уфы УФССП России по РБ Тимерьянова А. А.,
рассмотрел административное исковое заявление ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан к Кировскому РО СП г. Уфы УФССП России по РБ об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд с названным административным иском, ссылаясь на то, что истец является должником по исполнительному производству, возбужденному постановлением ответчика 05.05.2017 г. <адрес> на основании исполнительного листа от 07.12.2016 г. серии ФС №019677004, выданного Кировским районным судом г. Уфы Республики Башкортостан о возложении обязанности обеспечить ФИО3 техническим средством реабилитации: прогулочной кресло - коляской с электроприводом со спинкой, регулируемой по высоте и горизонтали, с регулируемым углом наклона; с сиденьем с шириной 50 см., регулируемым по высоте и горизонтали, с регулируемым углом наклона; подлокотниками откидывающимися, регулирующимися по высоте; подножками съемными, регулирующимися по высоте, с регулируемым углом наклона, с регулируемой опорой стопы; боковыми упорами для тела, подголовником, валиком для сохранения зазора между ногами, задниками-держателями, предохранительным поясом; подушкой на сидение - воздушной; подушкой на спинку - воздушной. Исполнение исполнительного документа от 07.12.2016 г. серии ФС № в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок было невозможно. Постановление о возбуждении исполнительного производства от 05.05.2017 г. № поступило в адрес Регионального отделения Фонда 14.08.2017 года. Региональным отделением были начаты подготовительные мероприятия по проведению закупки кресло-коляски прогулочной с электроприводом с функциональными и техническими характеристиками, указанными в решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан. 15.08.2017 года во исполнение указанного письма была направлена информация в Фонд социального страхования Российской Федерации о необходимости рассмотрения вопроса приобретения дорогостоящей кресло-коляски для ФИО3, поскольку кресло-коляски, поставляемые инвалидам по действующим государственным контрактам дополнительными функциями, указанными в решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан не обладают. 17.08.2017 года в целях обоснования начальной (максимальной) цены государственного контракта были направлены запросы о предоставлении ценовой информации. 23.08.2017 г. закупка на поставку кресло-коляски для ФИО3 включена в план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд на 2017 год, размещенный на официальном сайте Единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (***). 23.08.2017 г. Региональным отделением Фонда в Кировский районный отдел ГУ ССП РФ по РБ было направлено письмо, разъясняющее порядок приобретения за счет средств федерального бюджета дорогостоящей кресло- коляски, а также указано на необходимость соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Административный истец просит освободить Истца от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением Ответчика от 24.08.2017г. № полностью.
Представитель административного истца в суде доводы административного иска поддержала. Пояснила, что решение в 5 дневный срок не исполнено, так как имеются объективные причины, связанные с необходимостью исполнения требований закона № 44-ФЗ О контрактной системе, необходимо время. Также пояснила, что запросы направлены, предложения от поставщиков поступили.
Судебный пристав-исполнитель Кировского РО СП г. Уфы УФССП России по РБ ФИО4 возражал по доводам иска. Пояснил, что 5 мая 2017 года постановление возбуждено исполнительное производство, направлено в адрес административного истца. Решение 27 февраля 2017 года вступило в законную силу. Если процедура длительная то, почему заранее не были приняты меры для исполнения решения суда. Повторное выставление постановления о возбуждении было сдано 14 августа 2017 года.
Административный ответчик Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан извещены надлежащим образом.
Выслушав участников, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу статьи 4 указанного Федерального закона исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, а также соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор согласно части 1 статьи 112 указанного Закона является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с частью 2 статьи 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу ч. 6, 7, 8, 9 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что в Кировском районном отделе судебных приставов г. Уфы УФССП России по РБ находится исполнительное производство от 05.05.2017 №-ИП в отношении ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан об обязании обеспечить ФИО3 техническим средством реабилитации – прогулочным креслом – коляской с электроприводом со спинкой, регулируемой по высоте и горизонтали, с регулируемым углом наклона, с сиденьем с шириной 50 см., регулируемым по высоте и горизонтали.
Установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения должником копии настоящего постановления.
Согласно пункту 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" в соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок не включаются нерабочие дни (часть 2 статьи 15 Закона).
В установленный 5-тидневный срок решение суда не было исполнено.
Из материалов дела также установлено, что постановление о возбуждении исполнительного производства от 05.05.2017 вручено должнику 14 августа 2017 года.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Доказательства направления должнику постановления от 05.05.2017 года почтой согласно почтовому реестру от 19 мая 2017 года, представленному судебным приставом-исполнителем, суд не может признать достоверными, поскольку из почтового реестра следует, что направлено постановление от 16 мая 2017 года, а не от 05.05.2017 года.
Таким образом, достоверно установлено получение должником постановления 14.08.2017 года.
С у четом приведенных норм права, срок для добровольного исполнения истек 21 августа 2017 года. В указанный период должник ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан совершил следующие действия.
15.08.2017 года Региональным отделением была направлена информация в Фонд социального страхования Российской Федерации о необходимости рассмотрения вопроса приобретения дорогостоящей кресло-коляски для ФИО3
17.08.2017 года в целях обоснования начальной (максимальной) цены государственного контракта, в соответствии с требованиями Закона №44-ФЗ Региональным отделением Фонда в адрес 5-ти поставщиков были направлены запросы о предоставлении ценовой информации (копии запросов прилагаются).
По направленным запросам были получены следующие коммерческие предложения на поставку запрашиваемой кресло-коляски:
17.08.2017 г. от потенциального поставщика: ООО «Надежда».
18.08.2017 г. от потенциальных поставщиков: ООО «Джамп», ООО «Гуте Техник».
22.08.2017 г. от потенциальных поставщиков: ООО «Техносистема», АО ВЗСО (Владимирский завод спец.оборудования).
Кроме того, 23.08.2017 г. закупка на поставку кресло-коляски для ФИО3 включена в план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд на 2017 год, размещенный на официальном сайте Единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (***). По истечению 10-дневного срока, установленного ст. 21 Закона №44-ФЗ закупка на поставку кресло-коляски для ФИО3 размещена в открытом доступе на официальном сайте Единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (***).
24.08.2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Согласно данному постановлению исполнительский сбор установлен в размере 50 000 рублей.
По смыслу статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор рассматривается законодателем в качестве штрафной санкции за допущенное в ходе исполнительного производства нарушение, имеющее виновный характер. Анализ положений статей 24, 27, 30, 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" позволяет сделать вывод, что одним из критериев законности постановления о взыскании исполнительного сбора является осведомленность должника о наличии у него конкретной обязанности в рамках возбужденного исполнительного производства.
Сведений об умышленном уклонении должника от получения данного постановления или об умышленном неисполнении решения суда в материалы дела не представлено.
Также из материалов дела следует и не оспаривается административным ответчиком, что ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан были совершены действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 74 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу ч. 1 ст. 359 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Из разъяснений п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при рассмотрении заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя суд вправе в этом же процессе разрешить вопрос о приостановлении исполнительного производства полностью или частично по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя (пункт 4 части 2 статьи 39 Закона об исполнительном производстве).
С учетом установленных обстоятельств, суд полагает возможным освободить должника от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
административный иск ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан к Кировскому РО СП г. Уфы УФССП России по РБ об освобождении от взыскания исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей по исполнительному производству №-ИП от 05.05.2017.
Приостановить исполнительное производство №-ИП до вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.
Решение суда в окончательной форме принято 22.09.2017.
Судья Соколова И. Л.