РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2017 года Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Панкратовой Т.В.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя административного истца Степановой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области к ОСП Центрального района г. Тольятти Самарской области, УФССП по Самарской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация м.р. Ставропольский Самарской области обратилась в суд с административным иском к ОСП Центрального района г. Тольятти Самарской области Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области об обжаловании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
В ходе рассмотрения дела исковые требования были уточнены.
Представитель Администрации м.р. Ставропольский Самарской области Степанова И.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, указав, что решением Ставропольского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию м.р. Ставропольский Самарской области возложена обязанность предоставить Тишмаковой М.В. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям в порядке формирования списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями исходя из первоначальной даты подачи заявления. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Морозовой Н.А. было вынесено постановление о взыскании с Администрации м.р. Ставропольский Самарской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение решения суда в установленный срок. Считают действия пристава незаконными, поскольку Администрация м.р. Ставропольский Самарской области не имела возможности исполнить вышеуказанное постановление в связи с тем, что специализированный жилищный фонд формируется путем приобретения жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Административный истец считает, что основания для взыскания исполнительского сбора отсутствуют, поскольку были предприняты все меры, направленные на скорейшее исполнение исполнительного документа. Просит освободить в полном объеме администрацию м.р. Ставропольский Самарской области от взыскания исполнительного сбора по исполнительному листу ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ставропольским районным судом Самарской области.
Представитель административного ответчика ОСП Центрального района г. Тольятти УФССП по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен, о причинах не явки не сообщил, возражений на иск не представил, ходатайств об отложении не поступало.
Представитель ответчика УФССП по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в удовлетворении исковых требования просит отказать.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены взыскатель Тишмакова М.В., судебный пристав-исполнитель Морозова Н.А.
Заинтересованное лицо Тишмакова М.В. в судебное заседание не явилась, извещена, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, разрешение заявленных требований оставляет на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель Морозова Н.А. в судебное заседание не явилась, извещена, о причинах не явки не сообщила, возражений на иск не представила, ходатайств об отложении не поступало.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Из материалов дела усматривается, что решением Ставропольского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования прокурора Ставропольского района Самарской области в интересах Тишмаковой М.В. к администрации м.р. Ставропольский Самарской области об обеспечении ее жилым помещением.
Установлено, что на основании данного решения был выдан исполнительный лист ФС № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании указанного исполнительного листа, ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства и требования об исполнении. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
В ходе исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП Центрального района УФССП России по Самарской области Морозовой Н.А. было вынесено постановление о взыскании с администрации м.р. Ставропольский исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, поскольку последней было установлено, что доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено, а также должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
В соответствии со ст.ст. 218, 360 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд района, на территории которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо. Согласно ч. 2 ст. 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.
Статьей 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Как разъяснено в п. 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Исходя из этого, наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое может учитываться не только при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора, но и при оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Между тем, следует отметить, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области осуществляется в соответствии с Законом Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД.
Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
При вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем не учтено, что процедура приобретения жилых помещений в соответствии с данным Федеральным законом требует значительных временных затрат.
Так, согласно части 2 статьи 63 указанного Федерального закона в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Согласно статье 70 Закона контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона.
Таким образом, порядок, установленный этим Законом и не зависящий от воли Администрации м.р. Ставропольский, уже не предусматривает возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок. Не учтены также сроки государственной регистрации недвижимого имущества.
Кроме того, в решении Ставропольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ указано, что предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного фонда должно производиться в порядке формирования списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями исходя из первоначальной даты подачи заявления.
Из пояснений представителя истца следует, что в настоящее время администрацией Ставропольского района не обеспечены очередники 2009-2013 годов, а Тишмакова М.В. внесена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, ДД.ММ.ГГГГ.
Из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда м.р. Ставропольский Самарской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ видно, что на учете состоят 115 человек указанной категории, из них 72 человека достигли совершеннолетия и подлежат обеспечению жильем. Истец в данной очереди значится под номером №.
При таких обстоятельствах оснований для взыскания с должника исполнительского сбора у судебного пристава-исполнителя не имелось. Контрактная система закупок, а также ограниченность бюджетного финансирования предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок, в связи с чем, требования истца об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 218, 360 КАС РФ, Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», суд
РЕШИЛ
Административный иск удовлетворить.
Освободить в полном объеме администрацию м.р. Ставропольский Самарской области от взыскания исполнительного сбора по исполнительному листу ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ставропольским районным судом Самарской области по гражданскому делу №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 18.05.2017 года.
Председательствующий