Дело № 2а-15217/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 декабря 2017 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Морозовой Л.С.,
при секретаре Мороз Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Назаровского района Красноярского края к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
администрация Назаровского района Красноярского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Свои требования мотивировала тем, что 25 мая 2016 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Даниловой Е.А. вынесено постановление № № о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства, возбужденного 18 марта 2016 № № на основании исполнительного листа № № от 19 января 2016 года, выданного Назаровским городским судом по делу № № об обязании предоставить Николаевой Ю.Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования Назаровский район Красноярского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью исходя из нормы предоставления 33 кв.м. Администрация Назаровского района Красноярского края не исполнила решение Назаровского городского суда, так как исполнение решений судов по данной категории связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Кроме того, приобретение жилых помещений для данной категории лиц осуществляется за счет бюджетных средств субъекта РФ, путем предоставления субвенций. 29 февраля 2016 года между администрацией Назаровского района и Министерством образования Красноярского края заключено Соглашение о взаимодействии по реализации в 2016 году Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в которое включена Николаева Ю.Ю. 29 апреля 2016 года был объявлен аукцион на приобретение жилого помещения, на участие в котором не подано ни одной заявки. 25 июля 2016 года с Николаевой Ю.Ю. был заключен договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №13. Постановлением от 10 января 2017 года № № исполнительное производство было окончено. В связи с изложенным, просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению от 25 мая 2016 года № №.
Представитель административного истца администрации Назаровского района Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика УФССП России по Красноярскому краю, заинтересованное лицо Николаева Ю.Ю. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Суд, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч. 7 ст. 112 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года N 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Как следует из ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Как следует из материалов дела, постановлением судебного пристава – исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю от 25 мая 2016 года с администрации Назаровского района взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей по исполнительному производству, возбужденному 18 марта 2016 года № №ИП на основании исполнительного листа № № от 19 января 2016, выданного Назаровским городским судом по делу № № об обязании предоставить Николаевой Ю.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования Назаровский район Красноярского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью исходя из нормы предоставления 33 кв.м.
Судом установлено, что администрации Назаровского района Красноярского края в 2016 году предусмотрена субвенция для приобретения благоустроенных жилых помещений, в том числе и для Николаевой Ю.Ю., что следует из письма Министерства образования Красноярского края от 17 февраля 2016 года.
29 февраля 2016 года администрация Назаровского района Красноярского края и Министерство образования Красноярского края подписали Соглашение № 40 о взаимодействии министерства образования Красноярского края и администрации муниципального образования Назаровский район Красноярского края по реализации в 2016 году Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Из приложения к Соглашению № 40 видно, что Николаева Ю.Ю. включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с решением суда в 2016 году.
13 мая 2016 года был проведен аукцион в электронной форме, который был признан состоявшимся.
25 июля 2016 года с Николаевой Ю.Ю. был заключен договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №№, согласно которого ей предоставлена квартира, общей площадью 29,4 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, сроком по 25 июля 2021 года. По акту приема-передачи от 28 июля 2017 года указанная квартира была передана Николаевой Ю.Ю.
10 января 2017 года судебным приставом–исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю исполнительное производство № № было окончено.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Администрация Назаровского района Красноярского края является органом местного самоуправления и его финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и за счет средств краевого бюджета.
Поскольку приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда возможно на основании государственных и муниципальных контрактов, заключение которых, в свою очередь, требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, более длительных, чем тот, который установил судебный пристав-исполнитель (пять дней), то обстоятельства, препятствовавшие исполнению решения суда в установленный срок, не могли быть устранены действиями администрации Назаровского района Красноярского края.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что должник предпринял исчерпывающие меры для исполнения возложенных на него обязанностей, в связи с чем, в его действиях отсутствует вина в неисполнении в установленный срок исполнительного документа.
Таким образом, административное исковое заявление администрации Назаровского района Красноярского края Красноярского края подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
освободить администрацию Назаровского района Красноярского края от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю № № от 25 мая 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Л.С. Морозова