Дело № 2-3998/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Пермь 6 октября 2017 года
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Запара М.А.,
при секретаре Филатовой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Администрации г. Перми к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю, УФССП России по Пермскому краю, 3-е лицо Департамент финансов администрации города Перми об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Перми обратилась в суд с иском к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю, УФССП России по Пермскому краю, 3-е лицо Департамент финансов администрации города Перми об освобождении от взыскания исполнительского сбора, в обосновании исковых требований указав следующее.
Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительным производствам №-ИП, №-ИП о предоставлении жилого помещения <данные изъяты>
Администрация города Перми не согласна с вынесенным постановлением о взыскании исполнительского сбора и считает, что на основании ч. 6 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» подлежит освобождению от взыскания по следующим основаниям:
Согласно Уставу города Перми, Администрация города – исполнительно - распорядительный орган городского самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законодательством Пермской области (края) (ст. 58 Устава).
Таким образом, администрация города Перми не является коммерческой организацией и может нести ответственность только при наличии вины.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения.
Поскольку решение вступило в законную силу после формирования бюджета на 2016 год, расходы на его исполнение в 2016 году в бюджете города Перми не были предусмотрены. Закупка жилого помещения для исполнения данного решения была произведена за счет средств, предусмотренных в бюджете на 2017 год.
С начала 2017 года управлением жилищных отношений администрации города Перми заключено 7 муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах для нужд муниципального образования город Пермь для исполнения судебных решений на сумму 130 719,2 млн. руб., в соответствии с которыми в муниципальную собственность приобретено 63 квартиры, общей площадью 2 843,2 кв.м., кроме того, ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт № на строительство многоквартирного жилого дома для обеспечения жильем граждан по <адрес>, согласно которого, ДД.ММ.ГГГГ в муниципальную собственность будет передано 198 квартир, общей площадью 10 066,91 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением жилищных отношений администрации города Перми заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома № на 11 квартир с общей площадью жилых помещений 447,94 кв.м. по адресу: <адрес>.
Срок завершения работ по контракту, включая ввод в эксплуатацию – II квартал 2017 года.
В рамках муниципальных контрактов приобретены жилые помещения и предоставлены взыскателям, в том числе взыскателям (взыскатели являются членами одной семьи) предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Администрация города Перми надлежащим образом выполняет свои обязательства по предоставлению жилых помещений, в пределах средств, выделяемых на эти цели.
Кроме того, считают, что процесс приобретения квартир в муниципальную собственность для предоставления их взыскателям по договорам социального найма не может находиться вне процедуры исполнения решения суда и являться основанием для взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного, просит освободить администрацию города Перми от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. установленного постановлением Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительным производствам №-ИП, №-ИП о предоставлении жилого помещения <данные изъяты>
Администрации г. Перми извещена о времени и месте рассмотрения дела, представитель в суд не явился.
Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
УФССП России по Пермскому краю, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, своевременно и в соответствии со ст. 113 ГПК РФ в судебное заседание не явилось, об отложении дела не ходатайствовало, о причинах неявки суду не сообщило.
Департамент финансов администрации города Перми о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своевременно и в соответствии со ст. 113 ГПК РФ в судебное заседание не явился, об отложении дела не ходатайствовал, о причинах неявки суду не сообщил.
Исследовав материалы дела, материалы исполнительных производств №-ИП, №-ИП, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно нормам ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, должник при неисполнении в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, предпринял все меры для надлежащего исполнения обязательства. Обязанность доказывания указанных обстоятельств в силу закона возложена на должника.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Судом установлено, что решением Дзержинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ возложена обязанность на муниципальное образование «Город Пермь» в лице администрации города Перми, предоставить <данные изъяты> на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в пределах города Перми, отвечающее всем установленным требованиям, общей площадью не менее 36 кв.м. (л.д. 5-8).
ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа № выданного Дзержинским районным судом г. Перми, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела службы судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Мальцевой В.Д. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении должника: муниципальное образование «Город Пермь» в лице администрации города Перми, в пользу взыскателя: <данные изъяты> (л.д. 11-12).
В пункте 2 постановления истцу установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Указанный срок соответствует положениям части 12 ст. 30 Закона «Об исполнительном производстве», которой установлено, что срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа №, выданного Дзержинским районным судом г. Перми, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела службы судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Мальцевой В.Д. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении должника: муниципальное образование «Город Пермь» в лице администрации города Перми, в пользу взыскателя: <данные изъяты> (л.д. 9-10).
В пункте 2 постановления истцу установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Указанный срок соответствует положениям части 12 ст. 30 Закона «Об исполнительном производстве», которой установлено, что срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Постановления о возбуждении исполнительных производств от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ направлены должнику в установленный законом срок.
Должником в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, требования исполнительного документа не выполнены.
ДД.ММ.ГГГГ СПИ МО по ИОИП РД и ИИ УФССП России по ПК Мальцевой В.Д. по исполнительному производству №-ИП (взыскатель <данные изъяты> вынесено постановление о взыскании с муниципального образования «Город Пермь» в лице администрации города Перми исполнительского сбора в размере 50 000 руб., в связи с тем, что должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение исполнительного документа было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств и вызвано другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при той степени осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения (л.д. 20-21).
ДД.ММ.ГГГГ СПИ МО по ИОИП РД и ИИ УФССП России по ПК Сахабетдиновой Л.М. по исполнительному производству №-ИП (взыскатель <данные изъяты> вынесено постановление о взыскании с муниципального образования «Город Пермь» в лице администрации города Перми исполнительского сбора в размере 50 000 руб., в связи с тем, что должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение исполнительного документа было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств и вызвано другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при той степени осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения (л.д. 18-19). Постановление получено должником ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> застройщик, и Управлением жилищных отношений администрации города Перми, участник, был заключен договор № участия в долевом строительстве многоквартирного дома, по условиям которого, застройщик обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением лиц построить (создать) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> и, после получения разрешения на ввод в эксплуатацию дома не позднее ДД.ММ.ГГГГ, передать квартиры участнику, а участник обязуется уплатить обусловленные договором цену и принять квартиры при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию (п.п. 1.1.1., 3.1., 5.1.1. Договора). Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29-40).
Из Приложения № к договору № участия в долевом строительстве многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в перечень квартир также входит двухкомнатная квартира №, общей проектной площадью 45,85 кв.м., расположенная на 13 этаже, стоимостью 2 111 655,32 кв.м. (п. 4 Приложения, л.д. 41).
Во исполнение решения суда, ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Перми в адрес <данные изъяты> было направлено предложение о предоставлении отдельного благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 36 кв.м., в том числе, для переселения жилое помещение: двухкомнатная квартира №, общей (проектной) площадью 45.85 кв.м., в том числе, жилой (проектной) площадью 25,03 кв.м. в строящемся доме № по <адрес>, в связи с чем, <данные изъяты> необходимо предоставить согласие в предельный срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако срок ввода дома в эксплуатацию строящегося дома II квартал 2017 г., о времени просмотра будет сообщено дополнительно. Предложение получено взыскателем <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).
ДД.ММ.ГГГГ дано согласие на предоставление жилого помещения по договору социального найма по адресу: <адрес>, общей площадью 45,85 кв.м., взыскателями <данные изъяты> (л.д. 23-24).
Определением Дзержинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации города Перми предоставлена рассрочка исполнения решения Дзержинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску прокурора Дзержинского района г. Перми, предъявленного в интересах <данные изъяты> к муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации города Перми, администрации Дзержинского района г. Перми об обязании предоставить жилое помещение на срок до ДД.ММ.ГГГГ Определение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Дзержинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ утверждено мировое соглашение, заключенное в порядке принудительного исполнения решения Дзержинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ Определение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25-28).
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности за муниципальным образованием город Перми на квартиру по адресу: <адрес>, площадью 45,7 кв.м. (л.д. 56).
На основании распоряжения начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> предоставлена двухкомнатная квартира №, общей площадью 45,7 кв.м., в том числе, жилой площадью 25 кв.м., в доме № по <адрес> на состав из семи человек, в том числе на <данные изъяты> (л.д. 55).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ИОИП РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление об окончании исполнительного производства №-ИП (взыскатель <данные изъяты> №-ИП (взыскатель <данные изъяты> в связи с выполнением в полном объеме требований исполнительного документа.
В соответствии с ч. 1, 2, 3 и 7 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 года N 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника-гражданина в размере пяти тысяч рублей.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Учитывая степень вины Администрации г. Перми в неисполнении в срок исполнительного документа, принимая, во внимание, период исполнения решения суда, отсутствие активных действий, в течение длительного времени, с момента возбуждения исполнительного производства в феврале-марте 2016 г. до января 2017 г., когда стали приниматься меры, был заключен договор, после чего взыскателям было предложено жилое помещение, объем и полноту принятых мер, суд не находит оснований для освобождения Администрации г. Перми от взыскания исполнительского сбора, в тоже время, принимая, во внимание, изложенное выше, а также, что меры для исполнения решения суда принимались, имелись, в том числе объективные причины, независящие от воли должника, решение суда исполнено, исполнительное производство окончено, в связи с выполнением требований исполнительного документа в полном объеме, то есть, в связи с фактическим исполнением, суд считает возможным уменьшить взысканный с Администрации г. Перми размер исполнительского сбора на одну четверть.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Администрации города Перми постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП на одну четверть.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Перми.
Судья М.А.Запара