Дело № 2-3972/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Пермь 21 сентября 2017 года
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Ветлужских Е.А.,
с участием представителя истца по доверенности Швецовой Т.Л.,
при секретаре Рыковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента образования администрации <адрес> к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств У. по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Департамент образования администрации <адрес> обратился в суд с иском к ответчику об освобождении от исполнительского сбора, указав в обоснование иска, что ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ленинским районным судом <адрес> по делу №, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности на департамент предоставить М.А. ДД.ММ.ГГГГ/р, место в МДОУ на территории <адрес>, судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Сахабетдиновой Л.M. возбуждено исполнительное производство №-ИП. В ходе исполнения требований настоящего исполнительного документа постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Сахабетдиновой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ. был установлен исполнительский сбор в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей.
Как следует из обстоятельств дела, департамент при исполнении судебного акта исходил из действующего на момент исполнения порядка определения детей в ДОУ, закрепленного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений <адрес>, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образовании» (далее- Постановление №, Порядок). В соответствии с настоящим правовым актом комплектование МДОУ осуществляется ежегодно на учебный год согласно регистру детей дошкольного возраста для предоставления мест в МОУ (далее - регистр). Формирование и ведение регистра осуществляется по дате рождения на основании заявления родителя (законного представителя).
Комплектование МОУ осуществляется в следующие периоды:
- с февраля по май текущего года-предварительное комплектование;
- с июня текущего года-основное комплектование, по итогам которого формируются списки детей на предоставление мест в МОУ по дате рождения с учетом льгот, имеющихся у родителей (законных представителей).
С сентября и в течение года предоставление мест осуществляется при наличии свободных мест в МОУ по дате рождения детей.
На момент вступления в законную силу (ДД.ММ.ГГГГ) судебного акта и возбуждения исполнительного производства (ДД.ММ.ГГГГ) группы для детей от 1,5 до 3 лет <адрес> были укомплектованы полностью, свободных мест не было, о чем свидетельствует информация, представленная в письмах от МДОУ <адрес> материалы дела №. Кроме того, согласно информации регистра в списке на предоставление места в МДОУ по <адрес> состояло 862 ребенка, отнесенных к льготной категории, не обеспеченных местами в МДОУ в связи с их отсутствием. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>№ департамент уведомлял об этом судебного пристава-исполнителя. Таким образом, исполнение решения суда о возложении обязанности на департамент предоставить Щукину М.А., ДД.ММ.ГГГГ/р, место в МДОУ на территории <адрес> поставлено в зависимость от наличия свободных (освободившихся, вновь созданных) мест в дошкольных учреждениях. В соответствии с пунктом 4 статьи 67 ФЗ «Об образовании в РФ» в приеме в муниципальную образовательную организацию может быть отказано по причине отсутствия в ней свободных мест. Прием же в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных норм, установленных СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13, повлечет нарушение прав детей, посещающие дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, на что указывается в письмах Управления Роспотребнадзора по <адрес>, в представлении Прокуратуры <адрес>. Следовательно, неисполнение департаментом судебного акта в срок для добровольного исполнения вызвано объективными, независящими от воли должника обстоятельствами, при этом вина должника в неисполнении судебного акта отсутствует. При этом департаментом осуществляются мероприятия по расширению муниципальной сети МДОУ на территории <адрес>. Выделяются денежные средства на финансирование строительства дошкольных образовательных учреждений, включению объектов капитального строительства детских садов в целевые программы по строительству и капитальному ремонту образовательных учреждений. На территории <адрес> существует муниципальная сеть - 148 МОУ, реализующих программу дошкольного образования.
В 2016 году созданы дополнительные места для детей дошкольного возраста путем приобретения в муниципальную собственность зданий ДОУ, расположенных по адресам:
- <адрес>) - на 200 мест;
- <адрес>) - на 240 мест.
В <адрес> году окончено строительство и готовятся документы для выкупа зданий ДОУ по <адрес>) на 360 мест и по <адрес>) на 120 ?мест.
В результате реконструкции здания детского сада по <адрес>) в <адрес> года появится дополнительно 150 мест для дошкольников. В <адрес> года (до начала комплектования МОУ) в МДОУ свободные места также отсутствовали, что подтверждается письмами от МДОУ <адрес> за 2017 год. Несмотря на это департаментом предпринимались меры по исполнению решений суда путем выдачи направлений с отсроченной датой посещения МДОУ с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ законному представителю Щукина М.А. департаментом выдано направление в МАДОУ «Детский сад №» <адрес> в группу с 12-ти часовым пребыванием с отсроченной датой, что подтверждается копией направления №-д от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, исполнительное производство №-ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ, исполнено департаментом ДД.ММ.ГГГГ и окончено постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая изложенное, считают, что взыскание суммы в размере 50000,00 руб. за неисполнение департаментом судебного акта в срок для добровольного исполнения по объективным причинам, при наличии обстоятельств, не зависящих от воли должника, является несоразмерным и накладывает бремя выплаты на бюджет <адрес>. Просят освободить департамент от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей, установленного постановлением пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Сахабетдиновой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ. по исполнительному производству №-ИП о возложении обязанности на департамент предоставить место в МДОУ на территории <адрес>.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Швецова Т.Л. на исковых требованиях настаивает.
Ответчик М. У. по <адрес> о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направили.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, исполнительное производство №-ИП, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу, судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Пункт 3 вышеуказанной нормы ГПК РФ гласит, что неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную Федеральным законом.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно части 3 статьи 112 указанного Федерального закона, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (части 6, 7 ст. 112 Закона).
В силу пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно конституционно-правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, установление конкретных размеров штрафных санкций за нарушение правил принудительного исполнения судебных и иных актов является прерогативой законодателя. Однако размер штрафного взыскания - поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. При этом правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
На основании части 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2201-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Л. на нарушение его конституционных прав ч. 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Таким образом, по смыслу приведенных законодательных положений и их толкования Конституционным Судом Российской Федерации, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на Департамент образования администрации <адрес> возложена обязанность предоставить М.А. ДД.ММ.ГГГГ., место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах <адрес>, с учетом территориальной доступности в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании выданного для исполнения указанного решения исполнительного листа судебным приставом-исполнителем М. по исполнению особых исполнительных производств У. по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника – Департамент образования администрации <адрес>, срок для добровольного исполнения требований установлен до 5 дней.
Указанное постановление получено Департаментом образования администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Должником в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, требования исполнительного документа не выполнены.
ДД.ММ.ГГГГ. судебному приставу-исполнителю МО по ИОИП РД и ИИ У. России по <адрес> Департаментом образования администрации <адрес> была направлена информация о том, что в настоящее время группы для детей от 1,5 до 3 лет <адрес> укомплектованы полностью, свободных мест нет. Решение суда не представляется исполнить по объективным причинам.
Согласно письма Управления Роспотребнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прием в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных норм, установленных СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-13, повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, на что указывается в письме Управления Роспотребнадзора по <адрес>, в представлении Прокуратуры <адрес> /л.д. 13-18/.
Таким образом, исполнение решения суда о возложении обязанности на департамент предоставить М.А. ДД.ММ.ГГГГ/р, место в МДОУ на территории <адрес> поставлено в зависимость от наличия свободных (освободившихся, вновь созданных) мест в дошкольных учреждениях.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем МО по ИОИП РД и ИИ У. России по <адрес> Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП в размере 50 000 руб. /л.д. 12/.
ДД.ММ.ГГГГ департаментом образования администрации <адрес> в адрес судебного пристава-исполнителя МО по ИОИП РД и ИИ У. России по <адрес> направлено заявление об окончании исполнительного производства №-ИП, поскольку законным представителем Щукина М.А. получена путевка-направление №-Д от ДД.ММ.ГГГГ. на 12-часовую муниципальную услугу дошкольного образования в МДОУ <адрес> «Детский сад №» <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ИОИП РД и ИИ У. России по <адрес> Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление об окончании исполнительного производства №-ИП.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным освободить истца от взыскания исполнительского сбора, поскольку материалами дела подтверждено, что должником принимались возможные меры для своевременного исполнения указанного решения суда, по предоставлению места в муниципальном дошкольном учреждении, нарушение срока исполнения решения суда, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, обусловлено объективными причинами, независящими от воли должника, что свидетельствуют об отсутствии вины истца в несвоевременном исполнении исполнительного документа
Таким образом, исковые требования Департамента образования администрации <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Освободить Департамент образования администрации <адрес> от исполнительского сбора в размере 50 000 руб., установленного постановлением пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Сахабетдиновой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ. по исполнительному производству №-ИП.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Индустриальный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: