Дело №2-3912/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 октября 2017 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе
председательствующего судьи Вербицкой Т.А.,
при секретаре Репине А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Козульского района Красноярского края к МОСП по исполнению особых исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Козульского района Красноярского края обратилась в Железнодорожный районный суд г.Красноярска с иском к МОСП по исполнению особых исполнительных документов неимущественного характера по г.Красноярску УФССП по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей с администрации Козульского района по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП, предметом исполнения которого является возложение обязанности на администрацию Козульского района предоставить Сартыковой Т.В. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, общей площадью не ниже социальной нормы, установленной на территории Козульского района, на условиях договора социального найма. Администрация просит освободить ее от уплаты исполнительского сбора, так как решение суда не могло быть исполнено администрацией Козульского района Красноярского края в срок, установленный для добровольного исполнения, вследствие объективных обстоятельств, а именно, в связи с тем, что для оформления документов на приобретаемое жилое помещение требуется время, сейчас идет процедура подписания муниципальных контрактов, с последующим проведением экспертизы жилых помещений на соответствие требованиям.
В судебном заседании представитель истца Коледова М.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком на 1 год), поддержала заявленные требования в полном объеме по всем указанным в иске основаниям, суду пояснила, что вопрос о приобретении жилья решается в приоритетном порядке, вины администрации Козульского района в длительности исполнения решения суда нет.
Представитель ответчика МОСП по ИИДНХ УФССП России по Красноярскому краю, третье лицо Сартыкова Т.В. в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны, об отложении не просили.
Третье лицо судебный пристав-исполнитель МОСП по ИИДНХ УФССП России по Красноярскому краю Шенделева О.А. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, решение вопроса по делу оставила на усмотрение суда.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав.
Суд, с учетом мнения представителя истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в силу ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч. 3 ст. 112 названного Федерального закона, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 6 ст. 112 названного Федерального закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Судом установлено, что на основании решения Козульского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску прокурора Козульского района Красноярского края в интересах Сартыковой Т.В. к администрации Козульского района Красноярского края о предоставлении во внеочередном порядке специализированного жилого помещения, на администрацию Козульского района возложена обязанность предоставить Сартыковой Т.В. во внеочередном порядке благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Для принудительного исполнения решения выдан исполнительный лист ФС №, на основании которого возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
Определением Козульского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ администрации Козульского района предоставлена отсрочка исполнения решения Козульского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску прокурора Козульского района Красноярского края в интересах Сартыковой Т.В. к администрации Козульского района Красноярского края о предоставлении во внеочередном порядке специализированного жилого помещения, до ДД.ММ.ГГГГ.
Не исполнив решение суда до указанного выше срока, администрация Козульского района Красноярского края вновь обратилась в суд Козульского района Красноярского края с заявлением о предоставлении отсрочки его исполнения.
Определением Козульского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ администрации Козульского района Красноярского края отказано в предоставлении отсрочки исполнения указанного решения.
ДД.ММ.ГГГГ администрация Козульского района Красноярского края обратилась в Министерство образования Красноярского края с письмом, в котором просила выделить средства из краевого бюджета на приобретение жилого помещения Сартыковой Т.В.
Министерством образования Красноярского края в адрес заявителя был дан ответ № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, обращение администрации Козульского района Красноярского края направлено для дальнейшего рассмотрения в Министерство финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средств на исполнение решения суда администрацией Козульского района по приобретению жилого помещения Сартыковой Т.В.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования Красноярского края и администрация Козульского района Красноярского края заключили соглашение № о взаимодействии Министерства образования Красноярского края и администрации Козульского района Красноярского края по реализации в 2017 году Закона Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно приложению к соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с решениями судов в 2017 году, включена, в том числе, Сартыкова Т.В.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Шенделевой О.А. вынесено постановление о взыскании с должника Администрации Козульского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок.
Согласно Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 30.07.2001 года № 13-П, взыскание с должника исполнительского сбора на основании пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Исходя из данной нормы закона, ответственными за обеспечение детей-сирот жилыми помещениями выступают органы исполнительной власти субъекта РФ, то есть, приобретение жилых помещений для данной категории лиц осуществляется за счет бюджетных средств субъекта РФ.
В случае наделения органов местного самоуправления указанным государственным полномочием, включая приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на муниципальные образования как на собственников соответствующего жилищного фонда возлагается обязанность по содержанию этих помещений и управлению ими.
В соответствии с законом Красноярского края от 24.12.2009 года №9-4225 «О наделении органов место самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», полномочия по осуществлению мероприятий по приобретению и предоставлению жилых помещений для лиц указанной категории на территории Козульского района Красноярского края осуществляются администрацией Козульского района.
В соответствии со ст. 4 вышеуказанного закона Красноярского края, на осуществление переданных государственных полномочий бюджетам муниципальных районов предоставляются субвенции из краевого бюджета.
Соответственно, приобретение жилых помещений для указанной категории граждан осуществляется только за счет финансирования, поступающего из бюджета края.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание то, что администрация Козульского района принимает все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, ее вины в неисполнении в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, не имеется.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что администрация Козульского района может быть освобождена от взыскания исполнительского сбора, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ
Исковые требования администрации Козульского района Красноярского края удовлетворить.
Освободить администрацию Козульского района Красноярского края от взыскания исполнительного сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по Красноярскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца с даты вынесения решения в окончательной форме, 03.11.2017 г.
Судья Т.А. Вербицкая