8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора № 2-1507/2017 ~ М-1400/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

КОПИЯ

Дело № 2–1507/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июля 2017 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Зезюна А.М.,

при секретаре Опенкиной Т.Е.,

с участием представителя истца Сергеевой О.В.,

представителя ответчика Григорьева С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Томской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Томской области, в котором просит освободить истца от взыскания исполнительского сбора по постановлению от 20.04.2017 по исполнительному производству №7405/16/70014-ИП.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что 20.04.2017 заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава ОСП по Кожевниковскому району УФССП России по Томской области Ефимовой В.П. рассмотрены материалы исполнительного производства от 18.07.2016 № 7405/16/70014-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа № ФС003293984 от 28.06.2016, выданного Кожевниковским районным судом по делу № 2а-457/2016, вступившему в законную силу 28.06.2016, предмет исполнения: возложить обязанность на администрацию Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области в срок до 01.09.2016 года разработать и предоставить в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об утверждении правил землепользования и застройки и карту (план) объекта землеустройства в установленном законом порядке, и вынесено постановление о взыскании с Администрации Кожевниковского сельского поселения исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятидесяти тысяч рублей, что составляет 50 000.00 руб. 06.06.2016 года администрацией Кожевниковского сельского поселения заключены Муниципальные контракты с ООО «СибПроектНИИ» в целях исполнения обязательств возложенных Кожевниковским районным судом по делу № 2а-457/2016, на выполнение работ «на основании утвержденного генерального плана подготовить землеустроительное дело по описанию местоположения границ населенного пункта с. Кожевниково, с. Киреевск, д. Астраханцево Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области (3 населенных пункта) согласовать его с Росреестром, обеспечить внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границах населенного пункта». В результате выполненных работ ООО «СибПроектНИИ» внесла сведенья о границах населенных пунктов д. Астраханцево, с. Киреевск в фонд данных Росреестра за номерами 02-О/4345 от 06.02.2017, 02-О/4343 от 30.12.2016 и сведения о границах внесены за учетными номерами 2586258 от 22.03.2017 и 2586249 от 22.03.2017. Согласно письма от ООО «СибПроектНИИ» № 554/17 от 18.04.2017 «О выявленных проблемах, препятствующих исполнению Муниципального контракта по внесению сведений о границе населенного пункта с. Кожевниково в ЕГРН следует, что установить границы с. Кожевниково на основании утвержденного генерального плана не представляется возможным, так как согласно генерального плана граница с. Кожевниково пересекает земли лесного фонда, и рекомендовано внести изменения в генеральный план МО «Кожевниковское сельское поселение». Стоимость выполнения работ по внесению изменений в генеральный план МО «Кожевниковское сельское поселение» составляет 1018 883,00 рубля 00 копеек согласно письма ОАО «СибНИИ градостроительства» № 108 от 04.05.2017. В текущем финансовом году Решением Совета Кожевниковского сельского поселения «О бюджете МО «Кожевниковское сельское поселение» на 2017 год № 45 от 28.12.2016 не утверждены расходы на исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета Кожевниковского поселения, а так же расходы на исполнительский сбор, подлежащий взысканию из средств бюджета Кожевниковского поселения. Отсутствие финансовых средств не позволяет исполнить требование о взыскании исполнительного сбора. Фактически на данный момент требования исполнительного листа № ФС003293984 от 28.06.2016, частично исполнены: внесено два населенных пункта из трех в фонд данных Росреестра. В полном объеме исполнить исполнительное производство возможно к концу 2017 года, посредством проведения закупки на выполнения работ по внесению изменений в генеральный план МО «Кожевниковское сельское поселение».

Представитель истца Администрации Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области – Сергеева О.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области Григорьева С.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, дополнительно пояснил, что Федеральным законом "Об исполнительном производстве" предусмотрен особый порядок исполнения исполнительного документа, согласно которому должнику сначала был назначен срок добровольного исполнения, а далее, в связи с неисполнением требований в установленный срок, было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Полагает, что действия пристава законны и обоснованы. В качестве основания освобождения от взыскания исполнительского сбора, должник указывает – отсутствие денежных средств, однако это не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Выслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В силу положений ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований судебного пристава-исполнителя. Отложение исполнительных действий является правом судебного пристава-исполнителя. В каждом случае при вынесении постановления об отложении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель должен исходить из наличия объективных оснований, препятствующих исполнению и свидетельствующих о необходимости отложения исполнительных действий.

В судебном заседании установлено, что 28.06.2016 на основании решения Кожевниковского районного суда Томской области по делу №2а-457/2016 выдан исполнительный лист серии ФС №003293984 в отношении должника Администрации Кожевниковского сельского поселении, которым установлены следующие требования: «Возложить обязанность на администрацию Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района в срок до 01.09.2016 года разработать и представить в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об утверждении правил землепользования и застройки и карту (план) объекта землеустройства в установленном законом порядке», что подтверждается исполнительным листом серии ФС №003293984.

18.07.2016 года на основании указанного исполнительного листа Отделом судебных приставов по Кожевниковскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области возбуждено исполнительное производство № 7405/16/70014-ИП, что подтверждается постановлением о возбуждении исполнительного производства от 18.07.2016.

Однако требования исполнительного листа до 01.09.2016 года в полном объеме истцом исполнены не были, в связи с чем, 20.04.2017 года судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора № 70014/17/28189 в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 50000 рублей с должника – организации, что составляет 50000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, истец обратился в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, в связи со следующим.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Из материалов дела следует, что, 06.06.2016 года администрацией Кожевниковского сельского поселения заключены Муниципальные контракты № 191, №192, №193 с ООО «СибПроектНИИ» о подготовике землеустроительного дела по описанию местоположения границ населенного пункта с. Кожевниково, с. Киреевск, д. Астраханцево Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области на основании утвержденного генерального плана, о согласовании его с Росреестром, и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах населенного пункта.

В результате выполненных работ, ООО «СибПроектНИИ» были внесены сведения о границах населенных пунктов д. Астраханцево, с. Киреевск в фонд данных Росреестра за номерами 02-О/4345 от 06.02.2017, 02-О/4343 от 30.12.2016 и сведения о границах внесены за учетными номерами 2586258 от 22.03.2017 и 2586249 от 22.03.2017, что подтверждается кадастровой выпиской от 04.05.2017 №70/ИСХ/17-125632 и кадастровой выпиской от 04.05.2017 №70/ИСХ/17-125507.

Согласно письму ООО «СибПроектНИИ» № 554/17 от 18.04.2017 установить границы с. Кожевниково на основании утвержденного генерального плана не представляется возможным, так как согласно генерального плана граница с. Кожевниково пересекает земли лесного фонда, и рекомендовано внести изменения в генеральный план МО «Кожевниковское сельское поселение».

Согласно письма ОАО «СибНИИ градостроительства» № 108 от 04.05.2017, стоимость выполнения работ по внесению изменений в генеральный план МО «Кожевниковское сельское поселение» составляет 1 018 883,00 рубля 00 копеек.

В соответствии с решением Совета Кожевниковского сельского поселения «О бюджете МО «Кожевниковское сельское поселение» на 2017 год № 45 от 28.12.2016, расходы на исполнение судебных актов, а так же расходы на оплату исполнительского сбора на 2017 год не утверждены.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В судебном заседании установлено, что в данном случае Администрация Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области с момента возбуждения исполнительного производства и до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора не обращалась в суд с подобными заявлениями об отсрочке или рассрочке исполнения вышеуказанного решения суда, после получения письма ООО «СибПроектНИИ» № 554/17 от 18.04.2017 фактически прекратило исполнение вышеуказанного решения суда, ссылаясь на отсутствие денежных средств.

Согласно п.75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Согласно ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Непреодолимая сила как чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства определена в положениях п. 1 ч. 1 ст. 202 и ч. 3 ст. 401 ГК РФ, регламентирующих соответственно основания приостановления течения срока исковой давности и основания ответственности за нарушение обязательства. Причем, ч. 3 ст. 401 ГК РФ прямо предусмотрено, что к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Отсутствие финансирования не свидетельствует о наличии непреодолимой силы и не освобождает должника Администрацию Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области от ответственности за неисполнение судебного акта в срок, установленный для добровольного исполнения.

Доказательств наличия чрезвычайных, непреодолимых обстоятельств, повлиявших на неисполнение указанного решения суда, того, что были предприняты все меры для его своевременного исполнения, истцом не представлено, тогда как в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих доводов и возражений.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Иск Администрации Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Томской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска.

Судья: /Подпись/

Копия верна

Судья: А.М. Зезюн

Секретарь:

Решение вступило в законную силу ___________________ 201_______ года.

Судья:

Секретарь:

Оригинал находится в деле № 2-1507/2017 Октябрьского районного суда г. Томска