8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об освобождении от взыскания исполнительного сбора № 2а-3434/2017 ~ М-2271/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело №                                    

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>                                        ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи                         Савченко Е.А.

при секретаре судебного заседания                     ФИО6

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации <адрес> о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора, об освобождении от взыскания исполнительного сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация <адрес> обратилась в суд с административным иском о признании незаконными и подлежащим отмене постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании исполнительского сбора, освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование иска указала на то, что на основании исполнительного листа, выданного Центральным районным судом, ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство в отношении должника администрации <адрес>, предмет исполнения: возложение обязанности на Администрацию <адрес> предоставить ФИО1 и членам ее семьи ФИО2, ФИО3, ФИО4 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в пределах <адрес>, отвечающее санитарно-техническим нормам и техническим требованиям, общей площадью не менее 37,4 кв.м. В срок, установленный для добровольного исполнения, требования исполнительного документа не выполнены, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> Указывая на отсутствии вины в неисполнении требований исполнительного документа, административный истец указывал, что все возможные меры по исполнению обязательства им были предприняты, решение находится на контроле. Указывает на то, что исполнение решений суда возможно только в пределах денежных средств, предусмотренных решением Хабаровской городской Думой о бюджете городского округа. Взыскание исполнительского сбора нарушает права всего городского округа. Просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании с администрации <адрес> исполнительского сбора в размере <данные изъяты>, освободить администрацию <адрес> от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП.

В судебное разбирательство не явились: административный истец, административные ответчики: судебный пристав-исполнитель ОСП по <адрес>, УФССП России по <адрес>, заинтересованное лицо ФИО7, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, а также публично путем размещения информации на сайте суда. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. Возражений на иск административные ответчики не представили. В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 218, 360 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статья 360 КАС РФ предусматривает, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (ст. 2 Закона).

Согласно ст. 5 указанного Федерального закона, принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).

В соответствии со ст. 6 указанного Федерального закона, законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 11 ст. 30 указанного Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Статьей 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Как разъяснено в п. 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Исходя из этого, наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое может учитываться не только при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора, но и при оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Судом установлено, что решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию <адрес> возложена обязанность предоставить ФИО1 и членам ее семьи ФИО2, ФИО3, ФИО4 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в пределах <адрес>, отвечающее санитарно-техническим нормам и техническим требованиям, общей площадью не менее 37,4 кв.м.

Взыскателю выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения суда.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Администрации <адрес>.

Названными постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства и требования об исполнении. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.

В ответ на постановление о возбуждении исполнительного производства, администрацией <адрес> никакой информации о сроках исполнения требований исполнительного документа либо причинах, препятствующих исполнению, судебному приставу-исполнителю предоставлено не было.

В рамках вышеуказанного исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора №.

В данном случае, учитывая, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, содержалось предупреждение, о возможности взыскания исполнительского сбора, с указанием на необходимость указания должником условий невозможности добровольного исполнения исполнительного документа, тем не менее должник не указал судебному приставу-исполнителю на причины невозможности исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и не представил данные подтверждающие соответствующие обстоятельства, соответственно постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является законными и обоснованными.

При вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем не учтено, что Администрация <адрес> как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления вправе решать вопросы местного значения лишь в пределах предусмотренных бюджетных средств и лишь на те цели, которые бюджетом предусмотрены.

Формирование и проведение закупок за счет средств местного бюджета осуществляется администрацией города в строгом соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ» О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который устанавливает процедуру для обеспечения государственных и муниципальных нужд: планирование закупок, обоснование закупок, нормирование закупок, обязательное общественное обслуждение закуупок, размещение извещения о закупках в единой информационной системе, определение подрядчика, заключение муниципального контракта на выполнение работ, выполнение работ в установленный контрактом срок.

Таким образом, указанная процедура в соответствии с положениями указанных ФЗ требует значительных временных затрат.

Порядок, установленный Законом и не зависящий от воли Администрации <адрес> не предусматривает возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок.

Отсутствие вины Администрации <адрес> в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа подтверждается материалами дела.

При таких обстоятельствах оснований для взыскания с должника исполнительского сбора у судебного пристава-исполнителя не имелось. Контрактная система закупок, а также ограниченность бюджетного финансирования предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.

В данном случае обстоятельством, препятствующим своевременному исполнению, являются отсутствие свободных жилых помещений на территории <адрес> заявленного размера, приобретение жилья на конкурсной основе, требующей определенных временных затрат. Данное обстоятельство не требует доказывания в силу того, что такой порядок установлен законом.

В связи с указанным, суд полагает необходимым требования Администрации <адрес> удовлетворить в указанной части, освободив Администрацию <адрес> от исполнительского сбора в размере <данные изъяты>, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ

Административный иск Администрации <адрес> о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора, освобождении от взыскания исполнительного сбора удовлетворить частично.

Освободить Администрацию <адрес> от исполнительского сбора в размере <данные изъяты>, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия судом ДД.ММ.ГГГГ решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд <адрес>.

Судья Е.А.Савченко

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн