8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об освобождении от взыскания исполнительного сбора № 2а-2422/2017 ~ М-1921/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    18 сентября 2017 года                            г. Уфа

    Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Насыровой Г.Р., при секретаре Ахтямовой Р.Р.

с участием:

представителя административного истца администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Ямуровой И.Р.;

административного ответчика судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан Шариповой Г.Ф.;

представителя взыскателя по исполнительному производству Кираевой И.В. Путенихина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее администрация, МР Уфимский район РБ) к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан (далее МО ИОПИ УФССП России по РБ) об освобождении от взыскания исполнительного сбора,

УСТАНОВИЛ:

административный истец МР Уфимский район РБ обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МО ИОПИ УФССП России по РБ об освобождении от взыскания исполнительного сбора, мотивируя тем, что решением Уфимского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию возложена обязанность вынести постановление о предоставлении Кираевой И.В. в собственность бесплатно земельной доли (пая) из земель сельхозхозяйственного назначения ОАО Зубово. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем Кировского РО УФССП России по РБ возбуждено исполнительное производство №-ИП, ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 рублей.

Административный истец считает, что вины в невыполнении требований исполнительного документа нет.

Администрацией МР <адрес> РБ ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о предоставлении Кираевой И.В. в собственность бесплатно земельной доли (пая) из земель сельхозхозяйственного назначения ОАО Зубово.

В рамках исполнительного производства №, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ, администрацией дано поручение МАУ «Управление землеустройства, архитектуры и строительства <адрес>» сформировать земельный участок по заявлению взыскателя Кираевой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы КПТ земельного участка и произвести постановку на кадастровый учет. Однако сформировать земельный участок не представилось возможным, из-за принадлежности его к землям лесного фонда.

ДД.ММ.ГГГГ судебному приставу исполнителю МО по ИОИП УФССП России по РБ направлено письмо с просьбой об отложении исполнительных действий.

ДД.ММ.ГГГГ по определению Уфимского районного суда РБ исполнение решения суда отсрочено на два месяца

ДД.ММ.ГГГГ судебному приставу исполнителю МО по ИОИП УФССП России по РБ направлено письмо с просьбой об отложении исполнительных действий.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией направлены документы для формирования нового земельного участка.

Административный истец считает, что администрацией проводиться активная работа по исполнению судебного решения и вина администрации в невыполнении требований исполнительного документа в срок установленным судебным приставом не установлена.

В административном исковом заявлении администрация просит признать постановление о взыскании исполнительного сбора от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, освободить администрацию МР Уфимский район РБ от взыскания исполнительного сбора в размере 50000 рублей.

Представитель административного истца администрации МР Уфимский район РБ Ямуровой И.Р. в судебном заседании административное исковое заявление подтвердила, просит суд освободить от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на отсутствие своей вины в неисполнении требований по исполнительному документу, связанных с предоставлением Кираевой И.В. в собственность бесплатно земельной доли (пая) из земель сельхозхозяйственного назначения ОАО Зубово. Суду пояснила, что фактически решение суда от ДД.ММ.ГГГГ выполнено полном объеме. Обязанность, возложенная по решению суда на администрацию МР Уфимский район РБ выполнена, администрация МО Уфимский район РБ постановлением от ДД.ММ.ГГГГ предоставила Кираевой И.В. бесплатно земельный участок из земель сельхозхозяйственного назначения ОАО Зубово в размере 3,7 га.

Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес> в судебном заседании просила заявленные требования оставить без удовлетворения по доводам, изложенных, в отзыве на административный иск.

Представитель взыскателя по исполнительному производству Кираевой И.В. Путенихин А.В. в судебном заседании в удовлетворении заявления просила отказать.

Суд, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно статье 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с часть 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (ст. 4 Закона об исполнительном производстве).

В части 11 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указано, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Федерального закона.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Согласно части 17 данной статьи копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 1 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.

Аналогичное разъяснение дано в п. 78 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 50 от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов возникающих в ходе исполнительного производства», в соответствии с которым исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа, выданного Уфимским районным судом РБ по делу № года от ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: обязать администрацию МР <адрес> РБ вынести постановление о в собственность бесплатно земельной доли (пая) из земель сельхозхозяйственного назначения ОАО Зубово.

По заявлению взыскателя Кираевой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы КПТ земельного участка и произвести постановку на кадастровый учет администрацией дано поручение МАУ «Управление землеустройства, архитектуры и строительства <адрес>» сформировать земельный участок. Однако сформировать земельный участок не представилось возможным, из-за принадлежности его к землям лесного фонда.

ДД.ММ.ГГГГ судебному приставу исполнителю МО по ИОИП УФССП России по РБ направлено письмо с просьбой об отложении исполнительных действий.

ДД.ММ.ГГГГ по определению Уфимского районного суда РБ исполнение решения суда отсрочено на два месяца

ДД.ММ.ГГГГ судебному приставу исполнителю МО по ИОИП УФССП России по РБ направлено письмо с просьбой об отложении исполнительных действий.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией направлены документы для формирования нового земельного участка.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 101-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Право на получение земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, реализуется гражданами при наличии свободных земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования (ч.2 ст. 9 закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в <адрес>».

Согласно ч. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч.3 ст. 11.10 ЗК РФ).

В отношении земельных участков, подлежащих кадастровому учету, проводятся кадастровые работы для формирования межевого плана земельного участка, деятельность по выполнению комплексных кадастровых работ регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Межевание земельного участка – это комплекс геодезических и кадастровых работ по уточнению (определению) границ земельного участка его площади и точных размеров, это сбор документов, обмер земельного участка, восстановление границ по местности, извещение заинтересованных лиц, согласование границ земельного участка, формирование межевого плана, постановка на кадастровый учет. Результатом межевания является кадастровый паспорт, содержащие в себе сведения об установленных (уточненных) границах, размерах и площади земельного участка.

Таким образом, представленные доказательства свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения поданного администрацией МР <адрес> РБ заявления об освобождении от взыскания исполнительского сбора ввиду того, что процедура по формированию земельного участка является объемной, требующей значительного времени для изыскания свободных земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования и исполнить в отведенный для добровольного исполнения пятидневный срок требования решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, не представляется возможным.

Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Суд считает, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует.

При таких обстоятельствах у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для взыскания с истца исполнительского сбора. Административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих законность постановления о взыскании исполнительского сбора, поэтому названное постановление является незаконным и подлежит отмене.

Таким образом, требования истца об освобождении от исполнительного сбора и об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан Шариповой Г.Ф. по взысканию исполнительского сбора в сумме 50000,00 рублей с администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан подлежат удовлетворению

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 177, 178, 180 КАС РФ,

РЕШИЛ

требования администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан Шариповой Г.Ф. об отмене постановления о взыскании исполнительного сбора, удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан Шариповой Г.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан исполнительного сбора в размере 50000,00 рублей по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Башкортостан через Уфимский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                Г.Р.Насырова.