Дело № 2а-7591/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2017 года г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Иноземцевой О.В.
при секретаре Тхаговой И.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-7591/2017 по административному иску Администрации города Ростова-на-Дону к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес>, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ростовской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП в отношении взыскателя К.О.А.
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском, ссылаясь на то, что в Межрайонном отделе по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> на исполнении находилось исполнительное производство №-ИП в отношении взыскателя К.О.А., возбужденное ДД.ММ.ГГГГ.
Предметом исполнения по данному исполнительному производству являлось обязание Администрации города предоставить взыскателю благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в рамках указанного исполнительного производства с Администрации <адрес> взыскан исполнительский сбор в размере по 50 000 рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ назначен новый срок исполнения по исполнительному производству №-ИП.
Частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Администрацией <адрес> предприняты меры для исполнения решений суда в отношении взыскателей по данным исполнительным производствам, однако имелись объективные причины невозможности исполнения решения суда в установленный 5-ти дневный срок для добровольного исполнения решения суда, являющиеся основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в определении № от ДД.ММ.ГГГГ, порядок обеспечения граждан жилыми помещениями и обстоятельства, связанные с исполнением решения суда, в частности порядок и сроки приобретения жилого помещения, сроки государственной регистрации недвижимого имущества, необоснованно не принимаются судами при рассмотрении указанной категории дел. Административный истец указывает на то, что приобрести жилое помещение после выделения денежных средств <адрес> в лице Министерства строительства, иным путем, иначе как в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, органам местного самоуправления не представляется возможным. При этом указанным законом регламентированы сроки проведения торгов, размещение извещения о проведении торгов, сроки заключения контракта, которые превышают пять дней. Из указанного следует, что добровольно исполнить постановление судебного пристава-исполнителя в установленный пятидневный срок Администрации города не представилось возможным по обстоятельствам, не зависящим от воли должника – Администрации города. Таким образом, по мнению административного истца, по рассматриваемым исполнительным производствам отсутствует вина (умысел или неосторожность) Администрации города в неисполнении требований исполнительных документов в 5-ти дневный срок. При этом все предусмотренные и незапрещенные законом меры для надлежащего исполнения требований исполнительных документов были Администрацией города предприняты, однако имелись объективные причины невозможности исполнения решения суда в установленный 5-дневный срок, являющиеся основанием для освобождения от уплату исполнительного сбора.
Согласно п. 8.5 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в случае если средства федерального и (или) областного бюджета направлены органами местного самоуправления на долевое участие в строительстве или строительство дома, обеспечивают предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам после ввода дома в эксплуатацию, но не позднее 31 декабря года, следующего за годом, в котором были выделены указанные средства. Министерством строительства, архитектуры и территориального развития <адрес> (главным распорядителем средств областного бюджета)(далее Министерство) выделены средства областного бюджета Департаменту координации строительства и -перспективного развития <адрес> (далее Департамент) в соответствии с договором «О предоставлении субвенций на осуществление государственный полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ №-ДС.
Департаментом координации строительства и перспективного развития <адрес> ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт № на участие в строительстве многоквартирного жилого дома с ООО ИСК «Наш город». Согласно данному контракту сироте К.О.А. выделена <адрес>, площадью 34,87 кв. м. по адресу: <адрес> в районе военного городка № Ростовской-на-Дону КЭЧ района (литер 13).
Определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Администрации <адрес> была предоставлена отсрочка исполнения решения сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП окончено. Таким образом, с момента возбуждения исполнительного производства (ДД.ММ.ГГГГ) до окончания исполнительного производства прошло всего 8 месяца, что связано с предпринятыми Администрацией <адрес> мерами по исполнению решения Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного, административный истец просит суд освободить Администрацию <адрес> от взыскания исполнительского сбора в размере по 50 000 рублей по исполнительному производству №-ИП.
Представитель административного истца, действующая на основании доверенности, Елизарова С.Ю., в судебное заседание явилась, просила административный иск удовлетворить.
Административные ответчики Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес>, Управление Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены судом.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке ч. 2 ст. 358 КАС РФ.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 358 КАС РФ заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается судом в течение десяти дней со дня поступления заявления в суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления.
В судебном заседании установлено, что решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию <адрес> возложена обязанность предоставить К.О.А. благоустроенное жилое помещение, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Указанное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа ФС №, выданного Ленинским районным судом <адрес>, постановлением судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела судебных приставов г Ростова-на-Дону УФССП по РО возбуждено исполнительное производство №-ИП, установлен срок добровольного исполнения - 5 дней. Постановление получено должником ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела судебных приставов г Ростова-на-Дону УФССП по РО от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ передано в Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес>.
Постановлением Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство принято к исполнению. Исполнительному производству присвоен №-ИП.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация г Ростова-на-Дону обратилась в адрес Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> с ходатайством об отложении исполнительных действий и применения мер принудительного характера по исполнительному производству №-ИП, указав, что в Ленинский районный суд г Ростова-на-Дону подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Постановлением Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исполнительные действия и применение мер принудительного характера по исполнительному производству №-ИП были отложены на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Администрации <адрес> предоставлена отсрочка по исполнению решения суда от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом того, что К.О.А. определена квартира, подлежащая передаче, и необходимостью завершения административных процедур.
Постановлением Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с Администрации <адрес> в период предоставленной судом отсрочки исполнения решения суда взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ назначен новый срок исполнения – 30 рабочих дней с момента получения настоящего постановления, а также вынесено предупреждение об административной и уголовной ответственности.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между МБУ «Городской центр по управлению специализированным муниципальным жилищным фондом» и К.О.А. заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП окончено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.
Статьей 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
В соответствии с разъяснениями, данными Верховным Судом Российской Федерации в пункте 75 постановления Пленума «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» № от ДД.ММ.ГГГГ лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они предприняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Как указал административный истец, Администрацией <адрес> в административном порядке были предприняты все необходимые меры и действия по исполнению решения суда в обеспечении необходимым жилым помещением взыскателя К.О.А., однако, в короткий срок Администрация города не имеет возможности исполнить указанное решение суда по не зависящим от нее обстоятельствам. В соответствии с Областным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС Администрации города переданы государственные полномочия, порядок реализации которых установлен нормативным правовым актом Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в редакции постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. В Положении, утвержденном данным Постановлением <адрес>, определен порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот за счет средств областного бюджета.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что еще до возбуждения исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ между Министерством строительства, архитектуры и территориального развития <адрес> и Департаментом координации строительства и перспективного развития <адрес> заключен договор №-ДС в редакции дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в общеобластной список на 2014-2015 годы. ДД.ММ.ГГГГ между Министерством строительства, архитектуры и территориального развития <адрес> и Департаментом координации строительства и перспективного развития <адрес> заключен договор №-ДС в редакции дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Министерством строительства, архитектуры и территориального развития <адрес> выделены средства областного бюджета Департаменту координации строительства и перспективного развития <адрес> с договором «О предоставлении субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Департаментом координации строительства и перспективного развития города подготовлен и заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № на участие в долевом строительстве, в соответствии с которым срок передачи застройщиком объектов долевого участия определен - третий квартал 2015 <адрес> межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан от ДД.ММ.ГГГГ сироте К.О.А. перераспределена квартира, которая ранее была закреплена за сиротой Г.С.А. (в связи с приобретением им на праве собственности квартиры общей площадью 50,9 кв.м.)
Учитывая то обстоятельство, что Администрация города фактически не осуществляет строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а выступает заказчиком строительства по муниципальному контракту в соответствии с нормами Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, то Администрация города может предоставить жилое помещение, не ранее срока сдачи дома в эксплуатацию, после оформления права муниципальной собственности квартиры, что свидетельствует об отсутствии вины Администрации города в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа.
Доводы административного истца о невозможности исполнения решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа единовременно и в полном объеме, нашли свое подтверждение в представленных материалах дела.
Также судом принято во внимание то обстоятельство, что со стороны Администрации <адрес> предпринимались активные действия по исполнению решения суда, и постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Администрации города жилое помещение (<адрес> включена в специализированный жилищный фонд с отнесением его к жилому помещению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вышеуказанное жилое помещение предоставлено К.О.А. (Линник) О.А. по договору найма специализированного жилого помещения.
Исходя из изложенных норм права и обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что Администрацией <адрес> предпринимались активные действия для обеспечения К.О.А., как ребенка сироты, благоустроенным жилым помещением. Неисполнение требований исполнительного документа в предусмотренный законом срок не является следствием виновного поведения должника.
Кроме того, суд также учитывает тот факт, что постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП окончено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.
В связи с этим, освобождение должника от уплаты исполнительского сбора согласуется с характером совершенного правонарушения и отсутствием его вины в неисполнении решения суда.
Оценив в совокупности все обстоятельства, а также учитывая отсутствие вины Администрации <адрес> в неисполнении требований исполнительного документа, суд приходит к выводу об освобождении Администрации <адрес> от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Администрации <адрес> к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес>, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Администрацию <адрес> от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП в отношении взыскателя К.О.А., в размере 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.
Судья О.В. Иноземцева
Решение в окончательной форме изготовлено 21 августа 2017 года.