Дело № 2а-1871/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Ульяновск 26 октября 2017 г.
Железнодорожный районный суд города Ульяновска в составе:
судьи Земцовой О.Б.,
при секретаре Прокудиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1871/17 по административному иску Администрации г.Ульяновска к МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Долговой С.В. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
представитель Администрации г. Ульяновска по доверенности Поминова О.А. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование административного иска Администрация г.Ульяновска указала, что судебным приставом - исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Долговой С.В. в рамках исполнительного производства № от 03 декабря 2012 г. вынесено постановление о взыскании с должника, Администрации г. Ульяновска, исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Администрация г. Ульяновска не согласна с указанным постановлением судебного пристава, считает его незаконным и необоснованным и вынесенным без учета норм действующего законодательства и обстоятельств дела.
Считают, что обжалуемое постановление нарушает имущественные права администрации, налагая административную ответственность в виде исполнительского сбора.
Администрация г. Ульяновска является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в распоряжении администрации, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2017 год, утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 02 декабря 2016 г. № 132 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
Администрация г. Ульяновска не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить указанное решение суда, в связи с чем для надлежащего исполнения решения суда администрации г. Ульяновска необходимо заключить муниципальный контракт на выполнение подрядных работ.
В соответствии с нормами действующего законодательства РФ для заключения муниципального контракта на выполнение работ для муниципальных нужд необходимо руководствоваться нормами Федерального закона 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Указанными нормами установлена процедура. Порядок и сроки проведения аукциона, минимальный срок для проведения всех необходимых финансово-организационных мероприятий составляет около 3 месяцев.
На выполнение работ по капитальному ремонту <адрес> составляется и утверждается локальная смета, приблизительная стоимость всех необходимых работ составляет 4 806 363 руб.
Учитывая общую потребность в средствах на исполнение решений судебных инстанций по капитальному ремонту жилищного фонда и дефицит бюджетных средств, предложения о выделении дополнительных денежных средств на данные цели планируется направить по итогам исполнения бюджета на первое полугодие 2016 года.
Администрация г. Ульяновска не наделена полномочиями по формированию (утверждению, изменению) местного бюджета.
Уставом муниципального образования «город Ульяновск» и Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на администрацию города Ульяновска возложено исполнение более 40 вопросов местного значения, в числе организация в границах городского округа в том числе: электро-, тепло-, -газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, участие в профилактике терроризма и экстремизма, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, организация благоустройства и озеленения территории поселения и прочее.
Администрация г. Ульяновска не отстраняется от выполнения вступившего в законную силу решения суда, а ставит вопрос о необходимости применения всех процедур предписанных нормами действующего законодательства для исполнения решения суда.
Администрация г. Ульяновска принимает все меры по надлежащему исполнению решения суда: подготовила и направила в Ульяновскую Городскую Думу письмо необходимости выделения дополнительного финансирования; подготовила примерную смету расходов.
На основании изложенного просит суд освободить Администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 рублей по исполнительному производству №.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика УФССП России по Ульяновской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Привлеченный судом в качестве административного ответчика судебный пристав-исполнитель Долгова С.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы административного дела, исполнительные производства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 121 Федерального закона РФ № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава -исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Задачами исполнительного производства, согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве, являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Одним из принципов осуществления исполнительного производства является принцип законности (статья 4 Закона N 229-ФЗ).
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 11 статьи 30 Закона N 229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии со статьей 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества (части 1 и 3).
Как разъяснено в пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" по смыслу части 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Судом установлено, что решением Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 04 октября 2012 г. по гражданскому делу 2-1584/12, вступившим в законную силу 12 ноября 2012 г., суд обязал администрацию г.Ульяновска за счет средств муниципального образования «город Ульяновск» произвести работы по капитальному ремонту жилого <адрес>, а именно:
1) заменить карнизные плиты крыши по обоим продольным сторонам здания;
заменить утеплитель на всей площади кровли;
заменить кровельный ковер на всей площади кровли;
установить фартуки в местах примыкания ко всем вертикальным поверхностям;
переложить до 50% объема стен выхода на кровлю и усилить остальные его стены;
произвести замену существующей системы холодного водоснабжения;
произвести замену существующей системы канализации;
произвести замену существующей системы центрального отопления;
произвести замену существующей системы электроснабжения в подвале и подъездах.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 03 декабря 2012 г. на основании исполнительного листа, выданного Железнодорожным районным судом г. Ульяновска в отношении должника Администрации г. Ульяновска возбуждено исполнительное производство № с предметом исполнения:
заменить карнизные плиты крыши по обоим продольным сторонам здания;
заменить утеплитель на всей площади кровли;
заменить кровельный ковер на всей площади кровли;
установить фартуки в местах примыкания ко всем вертикальным поверхностям;
переложить до 50% объема стен выхода на кровлю и усилить остальные его стены;
произвести замену существующей системы холодного водоснабжения;
произвести замену существующей системы канализации;
произвести замену существующей системы центрального отопления;
произвести замену существующей системы электроснабжения в подвале и подъездах.
Установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований. Постановление направлено должнику.
Согласно акта совершения исполнительских действий от 19 декабря 2012 г. установлено, что решения суда не исполнено, работы по капитальному ремонту <адрес> не проведены.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 21 декабря 2012 г. должнику (администрации города Ульяновска) установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 21 марта 2013 г.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Ульяновской области от 03 декабря 2012 г. с администрации города Ульяновска взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 руб.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, администрация города Ульяновска указала на отсутствие достаточного бюджетного финансирования.
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что единственным основанием, препятствующим вынесению судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в установленный срок, является представление судебному приставу-исполнителю доказательств того, что невозможность исполнения обусловлена обстоятельствами непреодолимой силы, то есть чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, на момент вынесения судебным приставом-исполнителем оспариваемого постановления должником доказательств наличия таких обстоятельств не представлено. Никаких действий по исполнению решения суда не предпринималось. Само по себе отсутствие финансирования не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора, администрацией г. Ульяновска не представлено доказательств, которые позволили бы освободить ее от взыскания исполнительского сбора.
Суд также учитывает длительность неисполнения решения суда, а также то, что Администрация г. Ульяновска в связи с неисполнением решения суда неоднократно привлекалась к административной ответственности, в материалах исполнительного производства отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что администрацией г. Ульяновска принимались меры к исполнению решения суда и полагает, что при таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для освобождения администрации <адрес> от уплаты исполнительского сбора.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований администрации города Ульяновска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ
в удовлетворении административных исковых требований Администрации города Ульяновска к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Долговой С.В. об освобождении от взыскания исполнительского сбора отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца.
Судья О.Б. Земцова