8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об освобождении и уменьшении исполнительского сбора № 2а-630/2017 ~ М-437/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

дело № 2а-630/2017             принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

13 апреля 2017 года                             город Ярославль

    Ленинский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Рыбиной Н.С.,

при секретаре Кирсановой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению мэрии города Ярославля к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Моревой В.И. об освобождении и уменьшении исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

    Мэрия города Ярославля обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению ФССП по Ярославской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления ФССП по Ярославской области Моревой В.И., в котором просит освободить мэрию города Ярославля от исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № № или уменьшить размер исполнительского сбора.

    В обоснование иска указано, что в отношении мэрии города Ярославля судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области Моревой В.И. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № № за нарушение сроков исполнения исполнительного документа по решению Ленинского районного суда города Ярославля, которым на мэрию города Ярославля возложена обязанность выполнить капитальный ремонт дома, расположенного по адресу: <адрес>. Административный истец полагает, что имеются основания как для освобождения от взыскания исполнительского сбора, так и для его уменьшения, поскольку отсутствует вина мэрии города Ярославля в неисполнении решения суда. Так, для того, чтобы выполнить работы, предусмотренные решением суда требуется провести большой объем подготовительной работы и выполнить требования законодательства о закупках, предусмотренные Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Указанные обстоятельства влияют на сроки исполнения решения суда, увеличивая продолжительность исполнения решения суда. К исполнению решения суда мэрия города Ярославля приступила. Во исполнение решения суда получена копия технического паспорта дома, составлено техническое задание, разработана смета на подготовку проектно-сметной документации на проектные работы. Кроме того, должно быть учтено и имущественное положение должника. Решением муниципалитета города Ярославля от 15 декабря 2014 года № 461 «О бюджете города Ярославля на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» утвержден бюджет города Ярославля с дефицитом в сумме <данные изъяты> рублей. На исполнении у мэрии города Ярославля находится <данные изъяты> решений судов и потребность в денежных средствах на производство работ по капитальному ремонту составляет <данные изъяты> рублей. Все бюджетные средства, предусмотренные на ДД.ММ.ГГГГ годы, на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, были распределены на ремонты домов, судебные решения по которым вступили в законную силу в более ранние сроки. Объем предусмотренных в бюджете денежных средств не позволил мэрии города Ярославля исполнить решение суда в ДД.ММ.ГГГГ. Для исполнения решения суда мэрией города Ярославля были предприняты все возможные действия для того, чтобы исполнить решение суда, имеются обращения в финансовый орган о выделении дополнительных денежных средств. Учитывая описанные выше обстоятельства, исполнить решение суда невозможно вследствие обстоятельств, которые можно рассматривать как объективно непредотвратимые. Неисполнение мэрией города Ярославля исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не связано с уклонением должника от исполнения судебного решения или с виновными действиями мэрии города Ярославля. В связи с дефицитом бюджетных денежных средств размер исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей является значительным, в бюджете города Ярославля не предусмотрены расходы на оплату штрафов и сборов.

    Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области, в качестве заинтересованного лица Янушкевич Н.Б. (взыскатель).

    Представитель административного истца мэрии города Ярославля в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

    Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, судебный пристав-исполнитель Морева В.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

    Согласно письменному отзыву на административный иск судебного пристава-исполнителя на исполнении в межрайонном отделе находится указанное исполнительное производство. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства. ДД.ММ.ГГГГ от департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля получен ответ на постановление о возбуждении исполнительного производства, согласно которому установлено, что по исполнению решения суда проведена следующая работа: получена копия технического паспорта, составлено техническое задание на проектирование, смета на подготовку проектно-сметной документации на капитальный ремонт по видам работ, определенным решением суда, находится в стадии разработки. ДД.ММ.ГГГГ при исследовании материалов исполнительного производства установлено, что требование исполнительного документа в срок для добровольного исполнения должником не исполнено, а потому в отношении должника вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, которое в свою очередь является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Судебный пристав-исполнитель считает, что основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Отсутствие у должника необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. На основании изложенного, административный ответчик просит в удовлетворении требований мэрии города Ярославля отказать в полном объеме.

    Заинтересованное лицо Янушкевич Н.Б. в судебном заседании просила в удовлетворении административных исковых требований отказать, так как не имеется оснований для освобождения от уплаты или уменьшения исполнительского сбора.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам, предусмотренным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.

    Из материалов административного дела следует, что решением Ленинского районного суда города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ на мэрию города Ярославля возложена обязанность провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, выполнив следующие работы: ремонт крыши, ремонт внутридомовой системы теплоснабжения, ремонт внутридомовой системы водоотведения, ремонт внутридомовой системы электроснабжения, ремонт внутридомовой системы холодного водоснабжения в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

    Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное выше решение оставлено без изменения.

    На основании выданного Ленинским районным судом города Ярославля исполнительного листа ДД.ММ.ГГГГ Ленинским районным отделом судебных приставов города Ярославля возбуждено исполнительное производство № №

    Данное постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником ДД.ММ.ГГГГ.

    ДД.ММ.ГГГГ указанный исполнительный лист передан в Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

    ДД.ММ.ГГГГ спорное производство принято к исполнению судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области Моревой В.И.

    ДД.ММ.ГГГГ в адрес должника (административного истца) судебным приставом-исполнителем Моревой В.И. направлено требование о выполнении до ДД.ММ.ГГГГ исполнительного документа в полном объеме.

    В соответствии с частью 12 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения был установлен в пять дней.

    В установленный срок судебное постановление мэрией города Ярославля добровольно исполнено не было, в связи с чем судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с мэрии города Ярославля исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.

    Законность указанного постановления административным истцом не оспаривается.

    Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

    В силу части 7 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, установленный размер взыскания исполнительского сбора (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.

    При разрешении заявленных требований суд исходит из того, что для исполнения решения суда должнику мэрии города Ярославля надлежит выполнить большой объем работ. Решение суда в установленный срок (до ДД.ММ.ГГГГ) не исполнено в связи с недостаточностью финансирования, при этом должник не уклоняется от исполнения судебного постановления, совершает действия, направленные на исполнение решения суда.

    Вместе с тем, оснований для освобождения должника мэрии города Ярославля от взыскания исполнительского сбора не имеется.

    В силу части 7 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

    Согласно пункту 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» должники (кроме субъектов предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе, требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

    Доказательств того, что административный истец (должник) мэрия города Ярославля приняла все необходимые меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа, материалы дела не содержат, отсутствие финансирования не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

    Учитывая степень вины должника мэрии города Ярославля в неисполнении в срок требований исполнительного документа, суд считает, что имеются основания для уменьшения размера исполнительского сбора на <данные изъяты>%.

    Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ

    Административные исковые требования мэрии города Ярославля к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Моревой В.И. об освобождении и уменьшении исполнительского сбора удовлетворить частично.

    Уменьшить размер исполнительского сбора в отношении мэрии города Ярославля на <данные изъяты>% на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № №.

     В удовлетворении административных исковых требований в остальной части отказать.

    Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ярославского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд города Ярославля.

Судья                                          Н.С. Рыбина